ЭКОМ - Мониторинг правоприменения :: Общественное участие в принятии градостроительных решений: эффективность закона. :: Версия для печати - технологии общественного участия Адрес сервера: ecom.su/ Общественное участие в принятии градостроительных решений: эффективность закона. Результаты опроса петербуржцев Закон «О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга» вступил в силу в феврале 2004 года, и опрос позволил подвести некоторые итоги прошедшего года. Главные вопросы исследования: насколько Закон известен среди петербуржцев, пользуются ли они своими правами, как оценивают эффективность процедур общественного участия в принятии градостроительных решений. Для разработчиков Закона важно также было узнать отношение петербуржцев к инициативам исполнительной власти по отмене закона в связи с принятием нового Градостроительного Кодекса. Результаты исследования будут представлены в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. В городе уплотнительной застройки о существовании Закона не знают Угрозу уплотнительной застройки ощущает 14 населения города, почти 20 % опрошенных утверждают, что их район уже «уплотнили». Но подавляющее большинство петербуржцев (78%) не знают о существовании Закона «О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Только 1% горожан знакомы с текстом закона и 20% - «слышали, что такой Закон существует». Почти половина респондентов знают о проведении градостроительных экспозиций и общественных слушаниях, а 2% участвовали в них. Остальные ничего об этом не знают и ранее не слышали. Важно отметить, что даже среди тех, кого уже «уплотнили», 81% впервые слышали о Законе и 49% - об общественных слушаниях, и лишь 2% участвовали в них. Не более 10% участников слушаний читают Закон заранее. Общественные слушания дискредитированы Только 25% горожан считают общественные слушания эффективной и полезной процедурой. Показательно, что среди тех, кто читал Закон и пользовался им, 40% - сторонники слушаний, а среди тех, кто знает о Законе понаслышке – 25%. Отрицательное отношение к общественным слушаниям большинства населения (65%), вероятно объясняется некорректным исполнением закона и отсутствием обратной связи с жителями, которые не видят реального влияния результатов слушания на решения властей. Слушания проводятся на том этапе, когда внесение изменений слишком дорого и потому – поздно. А если проект не корректируется, то смысл участия теряется, граждане разочаровываются в законах. Кто нарушает закон и наши права? Застройщики или Губернатор? Участие в слушаниях помогает горожанам понять существующий механизм принятия решений и назвать тех, кто ответственен за градостроительные решения. Почти 50% горожан, которые никогда не участвовали в слушаниях, уверены, что их права нарушают инвесторы и застройщики, а на госорганы указали 32%. Большинство же активных граждан (65%), говорят о том, что их права нарушает Губернатор и органы исполнительной власти (Администрации районов, Комитет по строительству, КГА, УСПХ). Инвесторов и застройщиков обвиняют только 30% респондентов, имеющих опыт общественного участия. Отменять Закон нельзя Около 40% петербуржцев выступают против отмены, закона, гарантирующего их права на участие в принятии градостроительных решений, 45% затруднились ответить. При этом 65% участвовавших в слушаниях поддерживают закон, а не инициативы Правительства Санкт-Петербурга по его отмене. Портрет участников слушаний Чаще всего в общественных слушаниях участвуют петербуржцы в возрасте 40-60 лет, среди которых 10% руководителей и владельцев предприятий, 15% менеджеров среднего звена, 20% специалистов, 10% домохозяек и только 35% пенсионеров. Зачем нужны общественные слушания? Только 20% жителей считают, что слушания вообще не нужны. Практические равные доли (19-23%) имеют ответы «Для информирования», «Чтобы выслушать мнение жителей», «Для принятия решения о возможностиневозможности строительства». Треть тех, кто участвовал в слушаниях, уверены, что слушания необходимы для разрешения или запрета нового строительства. Мнение экспертов Эксперты ЭКОМ считают, что закон необходимо дорабатывать не только для того, чтобы привести его в соответствие с Градостроительным Кодексом РФ. Необходимо большее – разумная процедура учета мнения граждан. К сожалению, в настоящее время в Петербурге действует закон об информировании, а не об участии. Предстоит решить, как обеспечить обратную связь с жителями, которые вносят свои предложения и замечания по проектам. Что такое Программа мониторинга применения закона Программы мониторинга применения законодательства разрабатываются правительственными или неправительственными агентствами для социально значимых законов в странах Скандинавии и в Великобритании. Они позволяют не только выявить правонарушения, но и определить барьеры, препятствующие эффективному действию закона. Программа мониторинга включает анализ административной и судебной практик применения закона, опросы общественного мнения, оценку эффективности процедур, консультирование граждан, анализ федерального и регионального законодательства. ЭКОМ ведет мониторинг законов, которые разработаны экспертами Центра. В настоящее время ведется мониторинг Закона «О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга» и Закона «Об охране зеленых насаждений». Опрос горожан проведен маркетинговой фирмой «ТОЙ-Опинион» при поддержке Гагаринского фонда. |
ПРОЕКТЫ ЭКОМ: ecom.su/themes/?id=3 |
![]() | ||
![]() ![]() | ||
Copyright ©2004-2021 ЭКОМ. Все права защищены. |