ЭКОМ - Библиотека "Демократия участия" :: Том Атли. Две статьи. :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/library_democr/index.php?id=1435


Том Атли. Две статьи.

Три взгляда на демократию

Я вижу как минимум три возможных взгляда на демократию:

1) взгляд с точки зрения власти (the power perspective);

2) взгляд с точки зрения участия (the participation perspective);

3) взгляд с точки зрения разумности (the intelligence perspective).

С точки зрения власти демократия – это попытка сбалансировать власть в обществе. История представляет собой череду обществ, в которых власть была сконцентрирована в нескольких руках. Идея демократии заключается в том, чтобы распределить власть в обществе как можно шире и как можно  более справедливо, а там, где власть не может быть широко распределена, она должна быть на конституционном уровне ответственной перед теми, над кем эта власть осуществляется.

Неудивительно, что взгляд на демократию как на баланс власти фокусирует наше внимание на социальных институтах, конституциях и других формальных установлениях, структурирующих властные отношения в обществе и устанавливающих в нём некий баланс сил. С этой точки зрения власть –это явление, основанное, по сути своей, на конкуренции: все мы стремимся расширить нашу власть, чтобы преследовать свои интересы.

Теория, на которой основана эта точка зрения, выражена в статье Джона Атли Демократия: анализ власти в обществе. С практической стороны в Принципах согласия – манифесте Ральфа Надера –сделаны конкретные предложения по дальнейшей демократизацииамериканских (властных) институтов.

С точки зрения участия демократия предстаёт в качестве деятельности, с помощью которой жители участвуют в делах местного сообщества.

Участие рассматривается как базовая человеческая потребность, естественное следствие общественной природы человека. Общественная жизнь в целом и политическая деятельность в частности позволяют нам принимать участие в судьбе мира и отчасти формировать его будущее. Более того, демократическая деятельность даёт нам возможность лучше понять самих себя и самореализоваться, активно взаимодействуя с другими людьми. Власть здесь рассматривается, скорее, в контексте сотрудничества, а не соперничества, т.е. как то, что мы получаем в результате совместной работе.

При взгляде на демократию в рамках перспективы участия, демократия оказывается тем, чем мы занимаемся и чем мы живём, а не тем, что мы имеем или производим. Вопрос улучшения нашей живой демократии – это вопрос развития и использования демократических форумов, а также приобретения навыков демократии. Этот подход поддерживают Фрэнсис Мор Лаппе и Поль Дю Буа в своей работе Живая демократия.

С точки зрения разумности демократия – это фактор, поддерживающий функционирование коллективного разума (collective intelligence). Под коллективным разумом я подразумеваю способность общества сообща реагировать на изменяющиеся обстоятельства, творчески подходить к предоставляющимся возможностям, высказывать и реализовывать программы и цели и, наконец, развиваться в культурном отношении. Эта точка зрения представлена в статьях, перечисленных на веб-странице, посвящённой демократической и политической теории коллективного разума (Co-Intelligent Political and Democratic Theory). На передовом крае изысканий в рамках парадигмыразумности –такая нарождающаяся политическая форма, как советы общественного согласия.

Вкратце логика парадигмы разумности такова: группы с авторитарной формой управления не могут быть разумнее, чем их лидеры. Такие группы, как правило, менее разумны, чем их демократические аналоги, поскольку избыточная власть обычно ослабляет способность её обладателя ясно и адекватно рассуждать и воспринимать события. Более того, авторитарные системы, как правило, отрицают или подавляют возможный вклад всех тех, кто не является лидером.

Разумная группа или общество находит способы использовать (и даже расширять) знания, перспективы и способности всех своих членов. Члены такой группы знают, как комбинировать всё это для того, чтобы приходить к коллективному видению проблем и разумно действовать. Те, кто поддерживают коллективный разум, поддержат тем самым и сбалансированное распределение власти в обществе. Кроме того, они поучаствуют в создании (отдельных) форумов для обсуждения периферийных или новых идей, чтобы не растрачивать потенциал коллективного разума. Их входновляет не только их тяга к справедливости, но и удовольствие от принятия их сообществом разумных решений, высказывания творческих идей, достижения успеха.

С точки зрения коллективного разума, причина, по которой мы хотим достичь сбалансированной власти, - это желание привнести квалифицированное общественное участие в процесс коллективного мозгового штурма и принятия решений. Но самого по себе участия недостаточно. Для того чтобы повысить качество коллективных решений (insight) и действий, необходимо влиять на качество участия, используемые технологии, групповую культуру, психологическую зрелость участников, механизмы обратной связи и на многие другие факторы. В изучение коллективного разума входит всё, что может повлиять на способность членов группы, организации или общества разумно взаимодействовать в сложившихся обстоятельствах.

Если в рамках властной перспективы демократия рассматривается в свете институтов власти, а в рамках перспективы участия – в свете демократических умений, то перспектива разумности делает упор на коллективной динамике и на обучении групп, сообществ и общества в целом. Такие вещи, как консенсус, диалог, посредничество (mediation), размышление (meditation), теория систем, целостные парадигмы, научный метод, терапия, толерантность, онлайн-инструменты для сотрудничества, социальные сети и так далее – могут использоваться для облегчения функционирования коллективного разума.

Вместе все три перспективы могут дать нам глубокое, трёхмерное, непосредственно-живое понимание того, чем на самом деле является демократия. Демократические общества чрезвычайно выиграют от институционализированного участия граждан в коллективных мыслительных процессах, результаты которых смогут влиять на формирование политики и деятельности общества. Хотя обычно в определённый момент времени демократические активисты мыслят в рамках какой-то одной из вышеописанных перспектив, нам всем надлежит учитывать и остальные перспективы в работе. Кризисы, в которых мы оказываемся, заставляют нас стремиться к самым высоким формам демократии, которые мы только можем реализовать.

Атли, Том, перевод Шапчиц, П.А.

Дополнительные ссылки:

:

  • 23.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 2. Обзор судебной практики. 2005
    ecom.su/investigation/index.php?id=1427
  • 11.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 1. Алгоритм действий. 2005.
    ecom.su/investigation/index.php?id=1426
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
    ecom.su/news/index.php?id=411
  • 15.10.2005 - Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика. 2005
    ecom.su/news/index.php?id=298
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.