Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Библиотека "Демократия участия" : ЛЕС и ОБЩЕСТВО: пособие для работников лесного хозяйства. 2000
ЛЕС и ОБЩЕСТВО: пособие для работников лесного хозяйства. 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Общественность: это кто ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Общественность, как действующее лицо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2. Общественность как участник отношений и элемент взаимодействия

1.2.1. Формы участия общественности и способы взаимодействия. . .

1.2.2. Обмен информацией как способ взаимодействия. . . . . .

1.2.3. Стратегия и тактика взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Что такое общественное мнение ? . . . . . . . . . . . . .

2.1. Как возникает общественное мнение ?. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1.1. Отчего воздействие общественного мнения на человека бывает столь велико? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1.2. Заключена ли истина в мнении большинства? . . . . . . . .

2.1.3. Кто создает и изменяет общественное мнение? . . . . . . .

2.2. Влияние исторических корней на “мир идей” общества . . . . .

2.2.1. Когда человек почувствовал себя покорителем природы?

2.2.2. Выжигание лесов как один из ритуалов покорения природы.

2.2.3. Ритуал покорения природы в ранней истории Руси? . . . .

2.2.4. Как наследие советской эпохи влияет на российское общественное мнение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3. Особенности национального безразличия. . . . . . . . . . . . .

2.3.1. Безразличие колонистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3.2. Безразличие горожан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3.3. Безразличие, как “подобающее поведение” . . . . . . . . . .

2.3.4. Безразличие как приказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.4. Влияние религиозного сознания на развитие экологической культуры в России .. . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.5. Роль массовой культуры . . . .. . . . . . .

2.6. Экономика, управление и общественное сознание . . . . . . . . . . . .

2.7. Факторы правового сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 3. Взаимодействие со средствами массовой информации и населением . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1. Что такое средства массовой информации?. . . .. . . . . .

3.1.1. Какие задачи можно решать с помощью СМИ? . .. . . . . .

3.1.2. Как повысить эффективность пропаганды через СМИ? .

3.1.3. “Дурные вести” или “сенсация успеха”

3.1.4. Газета и экран: существует ли разница в восприятии? . .

3.1.5. В чем особенности прессы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.6. В чем особенности радио? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.7. В чем достоинства телевидения? . . .. . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.8. Как сотрудничать с журналистами? . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.9. Как использовать информационные агентства? . . . . . . .

3.2. Наглядная агитация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2.1. Каковы функции плаката? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2.2. Что такое аншлаг? . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2.3. Каковы общие принципы оформления плакатов и аншлагов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2.4. Каковы особенности зрительного восприятия плаката (аншлага)? . .. . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2.5. Где лучше устанавливать плакаты (аншлаги)? . . . . . . . .

3.2.6. Как использовать другие формы наглядной агитации? . .

3.3. Работа с населением . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3.1. На что направлена работа с населением? . . . . . . . . . . .

3.3.2. Какие существуют формы работы с населением? . . . . .

3.3.3. Как правильно толковать “участие населения в управлении”?

3.4. Общение с аудиторией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.1. Некоторые правила, которые следует соблюдать при выступлении (общении) . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.2. Стиль выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.3. Учет фактора аудитории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.4. Стиль выступления в зависимости от аудитории

3.4.5. Нужны ли аудитории пространные научные обоснования?

3.4.6. Стиль выступления в зависимости от его цели

3.4.7. Подготовка тезисов (текста) выступления . . . . . . . . . . .

3.4.8. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.9. Как надо выступать? . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.10. Как вести себя при общении? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 4. Правовые аспекты общественного участия . . . . . . . . .

4.1. Должен ли правовой режим лесоуправления учитывать интересы общества ? . . . .. . . . . . .

4.2. Общие права граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.2.1. Право на участие общественности в государственном управлении. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.2.2. Право инициативы по экологическим вопросам . . . . . . .

4.2.3. Документы, закрепляющие права граждан на получение информации . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3. Доступ к лесохозяйственной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.1. Кому принадлежит информация о лесном фонде и других лесах ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.2. Какие специальные ведомственные акты регулируют порядок предоставления общественности информации о лесном фонде и других лесах ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.3. Какие органы государственной власти обязаны предоставлять информацию ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.4. Есть ли определённая процедура отказа в предоставлении информации ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.5. Каковы сроки предоставления информации по запросам?

4.3.6. Обеспечение поступления информации. . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.7. Какие обязанности по предоставлению информации возлагаются на лесопользователей ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.8. Принцип информационной открытости. . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.9. Существует ли какое-либо учреждение, ответственное за активное распространение такой информации в чрезвычайных ситуациях? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.10. Каков наиболее эффективный метод, используемый органами государственной власти для предоставления или распространения информации? . . . . . . . . . . . . .

4.3.11. Существует ли какое-либо обязательство государственных органов делать экологическую информацию доступной электронным путем? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.12. Кто имеет право запрашивать и получать информацию?

4.3.13. Каковы условия для предоставления информации? .. . .

4.3.14. Оплата услуг по предоставлению информации . . . . . .

4.3.15. Насколько часто общественность запрашивает информацию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.16. Какие сведения должны удовлетворять право граждан на экологическую информацию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3.17. Обязанности и компетенция государственных органов в области информирования общественности . . . .

4.3.18. Как использовать средства массовой информации для широкого обсуждения проблем лесопользования и управления? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.4. Создание организационных и правовых условий для участия общественности - как принцип современного лесоуправления . . . . . . . . .

4.4.1. Референдум – как право на участие в лесоуправлении.

4.4.2. Мероприятия (виды решений), предусматривающие возможность участия общественности . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.4.3. Права органов местного самоуправления . . . . . . . . . .. . . . .

4.5. Право контроля и полномочия общественности . . . . . . . .

4.5.1. Граждане и неправительственные организации: равные ли они партнёры в принятии решений? Есть ли у них право ГОЛОСА или право ВЕТО? . . . . . . . . . . . . . .

4.5.2. Есть ли у представителей общественности право на то, чтобы их комментарии были серьезно приняты во внимание? . . . . . . .

4.5.3. В каких случаях органы государственной власти и управления могут отказать в предоставлении информации и/или экологической информации? . . . . . . . .

4.5.4. Существует ли право общественных объединений на получение информации непосредственно от предприятий? .

4.5.5. Каковы действия органов государственной власти и управления в случае отсутствия запрашиваемой информации? Несут ли они ответственность за неправомерный отказ? . .

4.6. Формы участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.6.1. Участие общественности в Государственной Экологической Экспертизе (ГЭЭ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.6.2. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.7. Судебная защита общественности и ответственность исполнителей. .

4.7.1. Судебная защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.7.2. На основании каких документов граждане или неправительственные организации могут противодействовать органам власти в судебном порядке? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.7.3. Доступ к правосудию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .

4.7.4. Какова ответственность должностных лиц за неисполнение или неверное исполнение законов? . . . . . . . . .

4.7.5. Ответственность государственных органов в чрезвычайных ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.7.6. Примеры использования положений Конституции в качестве аргументов при рассмотрении дел в судебных инстанциях ....

Глава 5. Разрешение конфликтных ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.1. Что такое конфликт? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2. На какой почве чаще всего возникают конфликты? . . . . . . . . . .

5.2.1. Информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2.2. Материальный интерес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2.3. Технология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2.4. Власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.3. Критика как повод для конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.4. Как предупредить конфликт? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.5. Стратегии разрешения конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.6. Переговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.7. Третейский суд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.8. Как формализовать суть конфликта? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения

1. Словарь. Термины массовой коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Препятствия для успешного выступления . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Справочник. Адреса СМИ и других организаций . . . . . . .

4. Выдержки из Лесного кодекса Хабаровского края . . . . . . . . . .

5. Неправительственные природоохранные организации . . . . .

 

Предисловие

Лесной комплекс – важнейшая экологическая, экономическая и социальная составляющая устойчивого развития России. Устремление общества к устойчивому развитию и демократии требует совершенствования методологии управления лесами и привлечения общественности к этому процессу. Сохранение леса, рациональное использование и приумножение его богатств, сопровождающееся ростом благосостояния населения, возможно только при объединении усилий работников лесного хозяйства и общественности. Вовлечение населения в управление лесами, его экологическое воспитание, работа с журналистами и общественностью – непростая задача, для эффективного решения которой требуются знания специальных методов. Сегодня для эффективного лесоуправления необходимы юридические, социологические, психологические навыки, умение взаимодействовать со средствами массовой информации.

Сегодня лесное хозяйство во многом зависит от психологического климата в обществе, от того, как люди реагируют на те или иные лесохозяйственные мероприятия и насколько они их поддерживают. Население все активнее заявляет свои права на информацию о работе лесного сектора, на участие в управлении и пользовании лесами. Для России, сосредоточившей 22% мировой площади лесов, возможность общественности воздействовать на решения, касающиеся судьбы лесов, особенно важна. Необходимо объединить усилия профессионалов и всего населения, чтобы содействовать присоединению России к Орхусской Конвенции (1998), цель которой обозначена следующим образом: “Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая Сторона гарантирует права на доступ к экологической информации, на участие общественности в процессе принятия решений на доступ правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в соответствии с положениями настоящей Конвенции”.

Этот документ даст реальные механизмы влияния общества на управление природными ресурсами,и, в частности, лесами.

Мировая практика, особенно за последние 10 лет, показала, что успех работы в самых разных сферах во многом зависит от спроса общества на эту работу, от мнения о ней и содействия ей. Преуспевающие организации затрачивают большие деньги и усилия на “связь с общественностью” (так называемый PR – Public Relations): рекламу, просвещение, учет мнения большинства. Обычно, эти затраты себя оправдывают. Не является исключением и лесное хозяйство. Во многих странах его эффективность обусловлена сотрудничеством лесоводов с местным населением и средствами массовой информации, а подготовка кадров включает обязательное изучение методов PR.

В лесном хозяйстве России работе по связям с общественностью пока не уделялось должного внимания, она казалась ненужной, не приносящей дохода, а подчас ведущей к негативному результату. Однако, ошибочно считать, что контакт с населением и журналистами ограничивается только конфликтными или экстремальными ситуациями, а практика PR цинична и безнравственна. Между тем, эта работа не только полезна и интересна, но и позволяет достигать позитивных целей и избегать ненужных конфликтов.

Как организовать плодотворное взаимодействие с населением? С чего начать? Мы предлагаем вводное руководство, знакомящее с “набором инструментов” для решения этой задачи. Эта книга предназначена для работников лесного хозяйства самого разного уровня, а также для всех тех, кто связан с экологической, природоохранной сферой. Книга содержит основные сведения о способах возникновения общественного мнения и взаимодействия со средствами массовой информации с учетом специфики российских условий, а также юридические основы этой практики.

В главе 1 даны основные понятия, характеризующие общественность (В.К.Тепляков, К.Д.Ефремов).

В главе 2 описаны ключевые факторы возникновения общественного мнения и представлен аналитический экскурс в историю (К.Д.Ефремов, П.Е.Строганов).

Глава 3 представляет средства массовой информации, даёт некоторые рекомендации по работе с населением и раскрывает секреты взаимодействия с общественностью (П.Е.Строганов, К.Д.Ефремов, В.К.Тепляков, Е.Б.Копылова).

В главе 4 охарактеризованы правовые аспекты общественного участия (О.А.Разбаш, И.Б.Богдан, В.С.Гаврильева).

В главе 5 даны общие представления о конфликтах и возможных путях их разрешения (П.Е.Строганов, К.Д.Ефремов, В.К.Тепляков).

В приложениях помещены справочные материалы.

Книга подготовлена в рамках проекта “Создание рамочных условий для вовлечения общественности в управление лесами России”, осуществляемого МСОП – Всемирный союз охраны природы – при поддержке Правительства Нидерландов.

Мы планируем создать ряд практических пособий серии “Лес и общество”, которые будут полезны при работе с юристами, населением, государственными чиновниками и неправительственными организациями. Следующее пособие будет адресовано представителям общественности с целью расширения их представления о работе лесного сектора.

Мнения, выраженные в настоящей публикации, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения МСОП.

Благодарности

В проекте “Создание рамочных условий для вовлечения общественности в управление лесами России” приняли участие представители многих организаций, специалисты в области лесного хозяйства и права, антропологии и социологии, психологии и коммуникации, экологии и образования.

Мы хотим поблагодарить за сотрудничество А. Карпова и его группу “Диалог-21” (Санкт-Петербург); А.С. Шейнгауза и НПО “Экодаль” (Хабаровск); организации, входящие в ведение федерального органа управления лесным хозяйством России (ВИПКЛХ, ВНИИЛМ, ДальНИИЛХ, СПбНИИЛХ); руководителей среднего и высшего звена федерального органа управлениялесами, принявших активное участие в обсуждении контекста этой книги и внесших конструктивные замечания по его улучшению.

Ценен вклад наших зарубежных коллег, к опыту и публикациям которых обращались авторы. Авторы благодарны участникам семинаров, проведенных в рамках реализации проекта, доклады и выступления которых позволили уточнить отдельные положения и отразить региональный опыт взаимоотношений органов управления лесами и общественности.

Особая благодарность – Министерству сельского хозяйства, управления природными ресурсами и рыболовства Королевства Нидерланды.

Авторский коллектив

Скачать книжку "ЛЕС и ОБЩЕСТВО: пособие для работников лесного хозяйства." (PDF, 925 Kb) Файл: Скачать книжку "ЛЕС и ОБЩЕСТВО: пособие для работников лесного хозяйства." (PDF, 925 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Общественное участие в управлении лесами
Публикации:
13.05.2010 - Городские леса как территории общего пользования?
01.04.2010 - Горожанин просит губернатора выделить древесину для строительства гати
17.03.2010 - Губернатор Петербурга предлагает ЗАКСу узаконить вырубку городских лесов «для собственных нужд»
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
26.09.2009 - Правительство Санкт-Петербурга отказывается от пригородных лесов
06.08.2009 - Как пожаловаться на беспорядок в лесу и добиться его устранения. 2009
24.02.2009 - Лесной кодекс как инструмент формирования правового нигилизма
20.02.2009 - Открытая лекция «О результатах введения нового Лесного кодекса Российской Федерации»
17.12.2008 - В 27 раз сокращается площадь зеленых зон Ленинградской области!
06.08.2006 - Как пожаловаться на незаконную рубку. 2006
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
16.11.2005 - Результаты опроса "Отношение населения к незаконному лесопользованию"
16.11.2005 - Опубликован перечень возможных индикаторов для оценки процесса FLEG в России
14.11.2005 - Голосование по поводу полезности аэрокосмического мониторинга для прекращения незаконных рубок
01.11.2005 - Итоги рабочей встречи «Международный процесс противодействия незаконному лесопользованию (FLEG) – роль гражданского общества»
07.10.2005 - ЭКОМ примет участие в Международной министерской конференции "Правоприменение и управление лесным сектором в Европе и Северной Азии" (ФЛЕГ-ЕСА)"
05.10.2005 - ЭКОМ принял участие в VII Международном лесопромышленном Форуме
26.09.2005 - Наш вопрос Президенту РФ
25.06.2005 - Новые возможности участия сельских жителей в лесоуправлении
06.06.2005 - ЗДЕСЬ проводится опрос Вашего мнения по поводу правоприменения и управления в лесном секторе
31.05.2005 - Лесоусоустроители учли предложения общественных организаций
17.05.2005 - Анализ современной ситуации в сфере особо охраняемых природных территорий Ленинградской области
26.04.2005 - ЭКОМ и Гринпис помогают сохранить уникальные леса Ленобласти
14.02.2005 - ЭКОМ впервые в России проведет гражданские слушания
22.01.2005 - Наши предложения: аренда лесных земель под линейные объекты
28.06.2004 - Оценка заинтересованности жителей Республики Коми в общественных слушаниях по лесным проблемам.
05.04.2004 - Пути совершенствования законодательной базы участия общественности в управлении лесами Ленинградской области
27.04.2001 - Парки Петербурга, леса Ленинградской области и горожане
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>