Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Разработка проектов нормативных актов : Рекомендации участникам обсуждения законопроекта
Рекомендации участникам обсуждения законопроекта

Материал к обсуждению закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге",

Обращение разработчика:

Уважаемый участник обсуждения!

Задача создания нового законодательства состоит в первую очередь в том, чтобы открыть новые возможности для развития регулируемой отрасли. В данном случае – сферы экологического образования и просвещения. Закон при этом – не более чем форма договора, соглашения между гражданами и организациями (также состоящими из граждан) об общих для всех правилах поведения и действий.

Поэтому роль общественного обсуждения законопроекта очень велика.  Согласованные предложения от будущих «пользователей» закона имеют первостепенное значение с точки зрения его потенциальной работоспособности.

Моя задача как разработчика состоит в том, чтобы предоставить Вам необходимую информацию для обсуждения, в том числе – по особенностям такой формы общественного договора, как закон. А также собрать и обобщить комментарии, обеспечить их учет на данном этапе и в процессе последующих доработок законопроекта. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию небольшую справку о том, как сформулировать замечания и предложения, которые будут иметь наибольший «вес».

Если Вы хотите быть уверенным в том, что Ваши предложения будут правильно поняты разработчиком, пожалуйста, воспользуйтесь предлагаемой формой для подачи комментариев.

Несмотря на то, что комментарии могут быть поданы заочно, я призываю Вас не пренебрегать возможностями участия в очном обсуждении, слушаниях, поскольку это позволяет согласовать позиции разных участников и повысит эффективность предложений.

С уважением,                                                                    Александр Карпов



Что может и чего не может региональный закон
(закон Санкт-Петербурга)

Возможности

Ограничения

Закон может установить определения терминов и понятий, необходимых для однозначной трактовки норм и обязанностей

–        Определения не должны противоречить формулировкам, которые даны федеральным законодательством.

–        Определения не должны повторять те, которые уже имеются в федеральном законодательстве

Закон может раскрывать (конкретизировать) права граждан, определять механизмы их реализации, гарантии их соблюдения

–        Новые права граждан не могут быть установлены законом субъекта Федерации

–        Не принято ссылаться на конкретные статьи федеральных законов, поскольку они могут изменяться.

Закон может распределять полномочия между органами государственной власти субъекта Федерации (законодательная, исполнительная и судебная власти) и делегировать определенные полномочия органам местного самоуправления

–        Распределение полномочий не должно противоречить общим принципам, установленным федеральным законодательством, Уставом СПб и действующими законами СПб

–        Передача полномочий муниципалитетам должна сопровождаться передачей им соответствующих бюджетных средств

–        Не принято конкретизировать наименования органов исполнительной власти, на которые возлагается та или иная функция (в случае изменения наименования придется менять закон)

–        Желательно избегать дублирования функций

Закон может делегировать определенные полномочия негосударственным субъектам (общественным объединениям, профсоюзам, учреждениям, почетным гражданам и т.д.)

–        Как правило, такое делегирование должно сопровождаться точным указанием на статус субъекта или какой-либо квалификационной процедурой

Закон может устанавливать обязанности органов государственной власти Санкт-Петербурга, необходимые для обеспечения соблюдения прав граждан и выполнения задач государственного управления, в том числе обязанности по разработке подзаконных актов

–        Устанавливаемые обязанности не должны дублировать те, которые уже установлены действующим федеральным или региональным законодательством

–        Региональный закон не может устанавливать обязанности для федеральных органов власти

–        Обязанности должны находиться в пределах полномочий органа власти

Закон может устанавливать общие нормы и правила, обязательные для исполнения всеми гражданами

–        Закон не может ограничивать права и свободы гражданина, установленные Конституцией, федеральными законами, за исключением оснований, также устанавливаемых федеральным законодательством

–        Нормы и правила могут быть установлены только в пределах полномочий субъекта Федерации

Закон может устанавливать нормы и обязанности для должностных лиц и организаций в том случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законодательством

–        Требования регионального законодательства во многих вопросах не распространяются на организации «федерального подчинения» - чья деятельность регулируется исключительно федеральными законами

Закон может устанавливать перечень правонарушений и их признаки, а также ответственность за нарушения

–        Региональный закон не может «переопределить» правонарушения, состав и признаки которых установлены федеральными законами

–        Региональный закон не может устанавливать уголовную ответственность

–        Из всех видов административной ответственности региональный закон может устанавливать только штрафы и предупреждения

Закон может устанавливать полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях 

–        Требования закона не должны противоречить Кодексу административных правонарушений и действующему законодательству СПб

Закон может устанавливать механизмы и порядок финансирования функций, необходимых для выполнения закона

–        Требования закона не должны противоречить Бюджетному Кодексу и действующему законодательству СПб

Закон может устанавливать размеры обязательных платежей, налогов и налоговых льгот в пределах компетенции СПб

–        Требования закона не должны противоречить Налоговому Кодексу и действующему законодательству СПб

Закон может устанавливать порядок введения отдельных норм в действие, в том числе, увязанный с принятием других норм и законов.

–        Обязательным условием вступления закона в силу является его публикация.

 


Какие недостатки регионального законопроекта
являются наиболее существенными?

(в порядке убывания значимости)

Абсолютно недопустимые

  1. Противоречия с федеральным законодательством в части правовых определений, распределения полномочий, установленных норм и процедур, бюджетного процесса.
  2. «Нарушение принципа разделения полномочий между РФ и субъектами»: чаще всего – попытка повторить в региональном законе то, что уже сказано в федеральном; или попытка «влезть» в федеральные полномочия, регулировать действия федеральных агентств или учреждений.
  3. «Коррупциогенность» закона – большое количество решений, принимаемых чиновниками по правилам, которые они сами себе устанавливают (коррупциогенность должна быть доказана, только тогда это является сильным аргументом).
  4. Неэффективность предлагаемой концепции правового регулирования в целом или неэффективность отдельных норм (например, установление множества дополнительных обязанностей и пр.; неэффективность должна быть доказана, только тогда это является сильным аргументом).
  5. Ущемление, умаление прав человека, установленных в Конституции РФ и Международной декларации прав человека (законы СПб могут только конкретизировать ограничения прав и свобод по основаниям, установленным федеральными законами)
  6. «Увеличение налогового бремени» – введение новых обязательных платежей, сборов, налогов, а также другие действия, противоречащие принципам, которые устанавливает Налоговый Кодекс.

Вызывающие препятствия в ходе принятия

  1. Недостаточность или противоречивость определений; использование терминов, не определенных в законе и допускающих многозначное толкование.
  2. Внутренние противоречия между статьями закона.
  3. Чрезмерно конкретное распределение функций между подразделениями исполнительной власти – с указанием точных наименований органов власти, порядка работы (следует различать требования к работе органов исполнительной власти и установление порядка их работы).
  4. Возникновение бюджетных обязательств неопределенного размера.
  5. Противоречия с Уставом города и действующим законодательством Петербурга (в этом случае необходимо вносить изменения в действующее законодательство).
  6. Изменение ситуации в сфере налогообложения – изменение ставок налогов и льгот (требует очень тщательного прогноза последствий).

Нежелательные

  1. Декларативность положений закона – отсутствие механизмов реализации конкретных положений, отсутствие гарантий их реализации, ответственности и пр.
  2. Повышение барьеров доступа к социальным услугам, оказываемым государством – бюрократизация процесса, введение дополнительных требований, ограничений (может стать сильным аргументом при грамотных ссылках на положения проводимой административной реформы).
  3. «Рамочность» закона – большое количество отсылок к подзаконным актам, которые должны быть разработаны органами исполнительной власти, чтобы закон мог быть исполнен.
распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
Публикации:
25.04.2007 - Круглый стол «Развитие рынка экологически безопасной продукции в Санкт-Петербурге»
25.01.2007 - Концепция правового регулирования экологического образования.
25.01.2007 - ЭКОМ представит свой взгляд на формирование экологической культуры на общественных слушаниях в Общественной Палате
27.12.2006 - Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг.
23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
05.12.2006 - Завершается прием комментариев и предложений к Программе формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 г.
30.11.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг» -- 17 октября 2006
28.11.2006 - Общественное совещание "Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период с 2008 – 2012 гг."
14.11.2006 - Пресс-дискуссия «Формирование экологической культуры в Петербурге: амбиции и реальность»
05.11.2006 - СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ учета замечаний и предложений к проекту закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 5.
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.
31.10.2006 - ЭКОМ примет участие в конференции "ЭКО-PR"
31.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.
28.10.2006 - Общественные слушания Программы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 гг.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 2.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Паспорт программы.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.
19.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг»
13.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
11.10.2006 - Общественные слушания законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные Сеновой О.Н.
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис
08.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
29.09.2006 - Выходит книга Олега Николаевича Яницкого "Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики"
21.09.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
16.09.2006 - Формы для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
15.09.2006 - Программа общественного обсуждения
14.09.2006 - Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения
12.09.2006 - Начинается общественное обсуждение закона Санкт-Петербурга Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры и программы действий по его исполнению
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.