Рекомендации участникам обсуждения законопроектаМатериал к обсуждению закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге",
Обращение разработчика:
Уважаемый участник обсуждения!
Задача создания нового законодательства состоит в первую очередь в том, чтобы открыть новые возможности для развития регулируемой отрасли. В данном случае – сферы экологического образования и просвещения. Закон при этом – не более чем форма договора, соглашения между гражданами и организациями (также состоящими из граждан) об общих для всех правилах поведения и действий.
Поэтому роль общественного обсуждения законопроекта очень велика. Согласованные предложения от будущих «пользователей» закона имеют первостепенное значение с точки зрения его потенциальной работоспособности.
Моя задача как разработчика состоит в том, чтобы предоставить Вам необходимую информацию для обсуждения, в том числе – по особенностям такой формы общественного договора, как закон. А также собрать и обобщить комментарии, обеспечить их учет на данном этапе и в процессе последующих доработок законопроекта. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию небольшую справку о том, как сформулировать замечания и предложения, которые будут иметь наибольший «вес».
Если Вы хотите быть уверенным в том, что Ваши предложения будут правильно поняты разработчиком, пожалуйста, воспользуйтесь предлагаемой формой для подачи комментариев.
Несмотря на то, что комментарии могут быть поданы заочно, я призываю Вас не пренебрегать возможностями участия в очном обсуждении, слушаниях, поскольку это позволяет согласовать позиции разных участников и повысит эффективность предложений.
С уважением, Александр Карпов
Что может и чего не может региональный закон
(закон Санкт-Петербурга)
|
Возможности |
Ограничения |
Закон может установить определения терминов и понятий, необходимых для однозначной трактовки норм и обязанностей |
– Определения не должны противоречить формулировкам, которые даны федеральным законодательством.
– Определения не должны повторять те, которые уже имеются в федеральном законодательстве |
Закон может раскрывать (конкретизировать) права граждан, определять механизмы их реализации, гарантии их соблюдения |
– Новые права граждан не могут быть установлены законом субъекта Федерации
– Не принято ссылаться на конкретные статьи федеральных законов, поскольку они могут изменяться. |
Закон может распределять полномочия между органами государственной власти субъекта Федерации (законодательная, исполнительная и судебная власти) и делегировать определенные полномочия органам местного самоуправления |
– Распределение полномочий не должно противоречить общим принципам, установленным федеральным законодательством, Уставом СПб и действующими законами СПб
– Передача полномочий муниципалитетам должна сопровождаться передачей им соответствующих бюджетных средств
– Не принято конкретизировать наименования органов исполнительной власти, на которые возлагается та или иная функция (в случае изменения наименования придется менять закон)
– Желательно избегать дублирования функций |
Закон может делегировать определенные полномочия негосударственным субъектам (общественным объединениям, профсоюзам, учреждениям, почетным гражданам и т.д.) |
– Как правило, такое делегирование должно сопровождаться точным указанием на статус субъекта или какой-либо квалификационной процедурой |
Закон может устанавливать обязанности органов государственной власти Санкт-Петербурга, необходимые для обеспечения соблюдения прав граждан и выполнения задач государственного управления, в том числе обязанности по разработке подзаконных актов |
– Устанавливаемые обязанности не должны дублировать те, которые уже установлены действующим федеральным или региональным законодательством
– Региональный закон не может устанавливать обязанности для федеральных органов власти
– Обязанности должны находиться в пределах полномочий органа власти |
Закон может устанавливать общие нормы и правила, обязательные для исполнения всеми гражданами |
– Закон не может ограничивать права и свободы гражданина, установленные Конституцией, федеральными законами, за исключением оснований, также устанавливаемых федеральным законодательством
– Нормы и правила могут быть установлены только в пределах полномочий субъекта Федерации |
Закон может устанавливать нормы и обязанности для должностных лиц и организаций в том случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законодательством |
– Требования регионального законодательства во многих вопросах не распространяются на организации «федерального подчинения» - чья деятельность регулируется исключительно федеральными законами |
Закон может устанавливать перечень правонарушений и их признаки, а также ответственность за нарушения |
– Региональный закон не может «переопределить» правонарушения, состав и признаки которых установлены федеральными законами
– Региональный закон не может устанавливать уголовную ответственность
– Из всех видов административной ответственности региональный закон может устанавливать только штрафы и предупреждения |
Закон может устанавливать полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях |
– Требования закона не должны противоречить Кодексу административных правонарушений и действующему законодательству СПб |
Закон может устанавливать механизмы и порядок финансирования функций, необходимых для выполнения закона |
– Требования закона не должны противоречить Бюджетному Кодексу и действующему законодательству СПб |
Закон может устанавливать размеры обязательных платежей, налогов и налоговых льгот в пределах компетенции СПб |
– Требования закона не должны противоречить Налоговому Кодексу и действующему законодательству СПб |
Закон может устанавливать порядок введения отдельных норм в действие, в том числе, увязанный с принятием других норм и законов. |
– Обязательным условием вступления закона в силу является его публикация. |
Какие недостатки регионального законопроекта являются наиболее существенными? (в порядке убывания значимости)
Абсолютно недопустимые
- Противоречия с федеральным законодательством в части правовых определений, распределения полномочий, установленных норм и процедур, бюджетного процесса.
- «Нарушение принципа разделения полномочий между РФ и субъектами»: чаще всего – попытка повторить в региональном законе то, что уже сказано в федеральном; или попытка «влезть» в федеральные полномочия, регулировать действия федеральных агентств или учреждений.
- «Коррупциогенность» закона – большое количество решений, принимаемых чиновниками по правилам, которые они сами себе устанавливают (коррупциогенность должна быть доказана, только тогда это является сильным аргументом).
- Неэффективность предлагаемой концепции правового регулирования в целом или неэффективность отдельных норм (например, установление множества дополнительных обязанностей и пр.; неэффективность должна быть доказана, только тогда это является сильным аргументом).
- Ущемление, умаление прав человека, установленных в Конституции РФ и Международной декларации прав человека (законы СПб могут только конкретизировать ограничения прав и свобод по основаниям, установленным федеральными законами)
- «Увеличение налогового бремени» – введение новых обязательных платежей, сборов, налогов, а также другие действия, противоречащие принципам, которые устанавливает Налоговый Кодекс.
Вызывающие препятствия в ходе принятия
- Недостаточность или противоречивость определений; использование терминов, не определенных в законе и допускающих многозначное толкование.
- Внутренние противоречия между статьями закона.
- Чрезмерно конкретное распределение функций между подразделениями исполнительной власти – с указанием точных наименований органов власти, порядка работы (следует различать требования к работе органов исполнительной власти и установление порядка их работы).
- Возникновение бюджетных обязательств неопределенного размера.
- Противоречия с Уставом города и действующим законодательством Петербурга (в этом случае необходимо вносить изменения в действующее законодательство).
- Изменение ситуации в сфере налогообложения – изменение ставок налогов и льгот (требует очень тщательного прогноза последствий).
Нежелательные
- Декларативность положений закона – отсутствие механизмов реализации конкретных положений, отсутствие гарантий их реализации, ответственности и пр.
- Повышение барьеров доступа к социальным услугам, оказываемым государством – бюрократизация процесса, введение дополнительных требований, ограничений (может стать сильным аргументом при грамотных ссылках на положения проводимой административной реформы).
- «Рамочность» закона – большое количество отсылок к подзаконным актам, которые должны быть разработаны органами исполнительной власти, чтобы закон мог быть исполнен.
|