Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Разработка проектов нормативных актов : Экспертное заключение на проект закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"

- 16.03.2006

Экспертное заключение на проект закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"

Проект закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", внесенный на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Губернатором Санкт-Петербурга (док. № 8162 от 26.10.05, далее – рассматриваемый Законопроект), согласно его преамбуле, устанавливает требования к процедурам информирования населения о градостроительной деятельности, ее публичного обсуждения, участия граждан и юридических лиц в осуществлении градостроительной деятельности и принят во исполнение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГсК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об экологической экспертизе". Исходя из этого, формулировки статей должны соответствовать формулировкам в действующих версиях законов. Тем не менее, текст рассматриваемого Законопроекта почти сразу отступает от этого принципа. В частности, пункт 2 статьи 2, являющийся по сути продолжением преамбулы – декларативной нормой, определяющей цель принятия закона (в связи с этим, нельзя признать оправданным композиционно включение ее на второй позиции статьи 2), гласит, что публичные слушания по документации проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка документации, а также лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией документации. Однако в действующем ГсК РФ не установлено «право человека на благоприятные условия жизнедеятельности». Статья 42 Конституции Российской Федерации содержит формулировку «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии». Основываясь на этом праве, статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» декларирует, что «хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека».

Статья 2 ГсК РФ содержит требование обеспечивать в законодательстве соблюдение принципа «ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека». Таким образом, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности является обязанностью органов власти, необходимой для реализации права на благоприятную окружающую среду. Представляется целесообразным использовать в рассматриваемом Законопроекте формулировки, соответствующие Конституции РФ и федеральным законам, а не вводить новоизобретенные виды прав человека и гражданина на уровне отдельно взятого субъекта Российской Федерации.

Особый вопрос представляет собой формулировка предмета регулирования рассматриваемого Законопроекта, содержащаяся в его статье 1. Здесь определено, что принимаемый закон должен регулировать порядок информирования населения о принятии решения о подготовке документации по планировке территории; порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории, внесении изменений и (или) дополнений в проекты планировки территории и проекты межевания территории, а также устанавливает порядок информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Таким образом, предмет регулирования здесь резко сужен как по сравнению с действующим Законом Санкт-Петербурга "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга" (охватывавший большинство видов градостроительных решений, включая утверждение градорегулирующей документации или вносимых в нее изменений, разрешение размещения, проектирования, строительства, реконструкции объекта недвижимости, решения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости), так и  по сравнению с ГсК РФ, требующим проведения публичных слушаний не только по проектам планировки территорий и проектов межевания территорий, но и по проекту документа территориального планирования (для Санкт-Петербурга – Генерального плана Санкт-Петербурга) и проектов о внесении в него изменений, по подготовке проекта правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки (далее - проекты документов градостроительного зонирования),по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При выборе оптимальной области регулирования принимаемого закона можно исходить из того, что проведение общественного обсуждения с гражданами проектов зданий, строений, сооружений и иных объектов необходимо для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 36 ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок проведения такого обсуждения регулируется действующим законодательством Российской Федерации в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 11.06.96 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации") и не подпадает под действие принимаемого закона.

Таким образом, представляется, что рассматриваемый Законопроект должен обеспечить прежде всего выполнение требований ГсК РФ. Поскольку Генеральный план Санкт-Петербурга в настоящее время уже принят и внесение в него изменений не стоит в первоочередной повестке дня, не требуется с особой остротой включение соответствующих норм в рассматриваемый Законопроект. Однако этого нельзя сказать о принятии Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее – Правила застройки), которое как раз и намечается осуществлять в 2006 году. Поэтому настоятельно необходимо внести в рассматриваемый Законопроект положения о проведении публичных слушаний при принятии Правил застройки. Тогда логично включить сюда и остальные нормы, связанные с Правилами застройки: внесение изменений в Правила застройки, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Исходя из вышеизложенного, предлагается текст статьи 1 рассматриваемого Законопроекта изложить в следующей редакции:

"Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает:

порядок информирования населения Санкт-Петербурга о подготовке проекта правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки (далее - проекты документов градостроительного зонирования),проектов планировки территорий и проектов межевания территорий (далее - проекты документации по планировке);

порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории, вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее – специальные разрешения);

порядок информирования населения Санкт-Петербурга о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, участия граждан и юридических лиц в решении вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд для строительства."

При этом может быть сохранена значительная часть текста рассматриваемого Законопроекта, если ввести в статью 3 определение слова "документация" (используемого по тексту рассматриваемого Законопроекта в специальном смысле без предварительного указания на это в составе определения терминов), дополнив данную статью после первого абзаца пятью новыми абзацами следующего содержания:

"документация – материалы, являющиеся предметом обсуждения на публичных слушаниях, проводимых в соответствии с настоящим Закон Санкт-Петербурга:

  • проекты документов территориального планирования;
  • проекты документов градостроительного зонирования;
  • проекты документации по планировке территории;
  • документация, необходимая для принятия решений по вопросам предоставления специальных разрешений."

Исходя из норм ФЗ "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе" и подзаконных актов, требуется серьезная переработка статьи 2 рассматриваемого Законопроекта. В частности, здесь необходимо включить положение о том, что документация, представляемая на публичных слушаниях, должна содержать полную и достоверную информацию о текущем состоянии окружающей среды и ее предполагаемых изменениях в результате реализации документации, в объеме, который определен в установленном порядке для проведения государственной экспертизы данного вида документации. "Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденная приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 (далее - "Положение об оценке воздействия на окружающую среду"), гласит, что «общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия». Соответственно, проведение публичных слушаний должно предусматривать сбор и рассмотрение уполномоченным органом предложений и замечаний, полученных в ходе публичных слушаний, выявление общественных предпочтений в отношении обсуждаемой документации. При этом учет результатов слушаний не может быть частью процедуры публичных слушаний, поскольку уполномоченный орган по проведению слушаний не имеет полномочий по принятию градостроительных решений.

При подготовке действующего Закона Санкт-Петербурга "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга" были проанализированы важнейшие процедурные моменты, которые обеспечивают защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Поэтому в текст рассматриваемого Законопроекта необходимо внести соответствующие положения:

1. Граждане, их объединения, физические и юридические лица – правообладатели земельных участков имеют право запрашивать и получать в 10-дневный срок после обращения любые копии документов, которые, согласно действующему законодательству, являются основанием для принятия градостроительных решений, за исключением документов, содержащих установленную в законном порядке государственную, коммерческую или иную тайну.

2. Граждане и юридические лица имеют право обращаться в уполномоченный орган с выражением заинтересованности в участии в публичном слушании по документации на территории, применительно к которой осуществляется подготовка документации. Уполномоченный орган обязан регистрировать обращения граждан и их объединений и в дальнейшем направлять им копии решений о подготовке документации и информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации.

3. В случае нарушения основных требований к проведению публичных слушаний, установленных принимаемым законом, публичные слушания считаются проведенными неправомерным образом (не проведенными) и должны быть проведены повторно. Заявления граждан и юридических лиц о признании публичных слушаний неправомерным образом (не проведенными) рассматриваются Губернатором Санкт-Петербурга (через Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга) или (и) в судебной порядке.

Во избежание массового нарушения прав граждан необходимо также включить положение о том, что не допускается совмещение публичных слушаний градостроительной и проектной документации, а также градостроительной документации, относящейся к разным территориям.

Следует учитывать, что в соответствии с нормами ГсК РФ, публичные слушания по всем вопросам, связанным с Правилами застройки – их принятием, внесением в них изменений, вопросам получения специальных разрешений – должен проводить не исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга (определение уполномоченного органа в статье 3 рассматриваемого Законопроекта), а специально созданная комиссия. В соответствии с действующим Законом Санкт-Петербурга "О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 20.02.06 N 25-10 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", таким органом является Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга. Соответственно, необходимо изменить определения в статье 3 рассматриваемого Законопроекта:

"Уполномоченный орган – орган, уполномоченный осуществлять организацию и проведение публичных слушаний по документации:

в отношении проектов документов градостроительного зонирования и документации, необходимой для принятия решений по вопросам предоставления специальных разрешений - Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга;

в отношении проектов документов территориального планирования, документации по планировке территории - исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга."

Исходя из норм "Положения об оценке воздействия на окружающую среду", разработчик документации отвечает за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности. Следует дополнить данным положением определениеразработчика документации в статье 3 рассматриваемого Законопроекта. Кроме того, целесообразно включить определение органа градостроительства Санкт-Петербурга, как исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга в области градостроительства.

Рекомендуется произвести корректировку ряда положений статьи 4 рассматриваемого Законопроекта. В частности, с целью обеспечения соответствия нормам ГсК РФ, пункт 1 следует изложить в редакции:

"Решение о подготовке документации по планировке территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и размещается на официальном сайте органа градостроительства Санкт-Петербурга.

Решение о подготовке проекта документа территориального планирования публикуется в течение двадцати дней, о подготовке проекта документа градостроительного зонирования - в течение десяти дней, о подготовке проекта планировки территории - в течение трех дней со дня принятия такого решения."

При этом пункт 2 рекомендуется дополнить перед первым абзацем новым абзацем следующего содержания:

"Публикация решения о подготовке проекта документа территориального планирования, проекта документа градостроительного зонирования содержит информацию в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.";

Положения пункта 4 статьи 4 рассматриваемого Законопроекта определяет, что Правительством Санкт-Петербурга устанавливается порядок сбора предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Однако следует отметить, что порядок сбора предложений и замечаний может быть внутренним документом органов исполнительной власти. Ссылка на него в законе делает последний фактически недействующим в части обеспечения прав граждан на информацию о подготовке документации по планировке территории до разработки указанного «порядка», что является грубым нарушением действующего законодательства – Конституции РФ и ГсК. Вместо содержащегося в пункте 4 положения можно просто оговорить, что предложения физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании документации направляются в уполномоченный орган.

Рекомендуется произвести корректировку ряда положений статьи 5 рассматриваемого Законопроекта. Это необходимо, прежде всего, в связи с тем, что в соответствии с предлагаемым расширением области действия принимаемого закона речь идет о проведении публичных слушаний и экспозиций по ряду различных видов документации. Кроме того, следует учитывать, что проведение экспозиции по вопросампредоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросам отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки не является обязательным.

Исходя из вышеизложенного, рекомендуется пункт 1 статьи 5 изложить в редакции:

"1. Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации публикуется уполномоченным органом в выпусках печатных средств массовой информации - газетах, используемых для официальной публикации нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и размещается на официальном сайте органа градостроительства Санкт-Петербурга в сети Интернет.

Публикация информационного сообщения о проведении публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировки территорий, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в 10-дневный срок со дня получения от разработчика документации и не позднее, чем за 30 дней до проведения обсуждения документации.

Публикация информационного сообщения о проведении публичных слушаний по вопросам предоставления специальных разрешений осуществляется за счет заинтересованного лица в 10-дневный срок со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении соответствующего разрешения и не позднее, чем за 20 дней до проведения обсуждения документации."

Пункт 3 статьи 5 рекомендуется дополнить двумя новыми абзацами:

"Уполномоченный орган производит адресную рассылку информационного сообщения о проведении публичных слушаний гражданам и их объединениям, которые выразили заинтересованность в участии в публичном слушании по документации на определенной территории, применительно к которой осуществляется подготовка документации.

По вопросам предоставления специальных разрешений производится адресная рассылка информационного сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается соответствующее разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается соответствующее разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается соответствующее разрешение."

Некоторой корректировки требует такжестатья 6 рассматриваемого Законопроекта. В частности, предложенный в рассматриваемом Законопроекте срок подготовки и проведения  экспозиции неправомерно сокращен по сравнению со сроком, который предусмотрен  действующим Законом Санкт-Петербурга "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга". Рекомендуется сохранить норму последнего, и, соответственно,  пункте 1 статьи 6 слова "10 дней" заменить словами "20 дней". Следует отметить также, что исходная формулировка в пункте 2 «иные информационные и демонстрационные материалы» позволяет размещать на экспозиции материалы рекламного характера, а также материалы, не относящиеся к обсуждаемому проекту. Таким образом, оказывается возможным проведение рекламных кампаний за счет бюджета Петербурга. Поэтому рекомендуется пункт 2 статьи 6 после третьего абзаца изложить в редакции:

"материалы в составе, представляемом на государственную экологическую экспертизу,

копии согласований документации, полученные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;

копия публикации информационного сообщения  о проведении публичных слушаний по документации с указанием выходных данных средства массовой информации;

иные информационные и демонстрационные материалы, обеспечивающие полноту и достоверность информирования граждан по обсуждаемой документации."

Необходимо также в принимаемом законе закрепить обязанность разработчика предоставлять необходимые материалы для проведения слушаний, и, соответственно, статью 6 следует дополнить новым пунктом следующего содержания:

"3. Разработчик документации представляет в уполномоченный орган обязательный экземпляр документации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи для размещения на экспозиции и проведения обсуждения."

При корректировке статьи 7 рассматриваемого Законопроекта следует учитывать, что мониторинг проведения общественных слушаний показал вредность отсутствия для него утвержденных регламентных норм. В частности, ведущий слушаний зачастую забывает сказать о наиболее существенных вещах, что приводит, по меньшей мере, к непониманию со стороны участников слушаний, а иногда к полным недоразумениям. Соответственно, рекомендуется указанную статью дополнить после пункта 2 новым пунктом, изменив соответствующим образом нумерацию последующих пунктов:

"3. Открывая обсуждение документации, представитель уполномоченного органа:

называет обсуждаемую документацию, разъясняет ее состав, цель и порядок разработки;

предоставляет сведения о том, каким образом осуществлялось информирование о публичных слушаниях по обсуждаемой документации;

приводит перечень представленных на обсуждение материалов;

разъясняет участникам обсуждения документации их права и обязанности;

представляет обязательных участников обсуждения.

В ходе обсуждения обязательные участники дают пояснения по представленной документации, заслушивают и принимают в письменном виде предложения и замечания граждан, отвечают на вопросы граждан."

С той же целью, а также исходя из пункта 4.9 "Положения об оценке воздействия на окружающую среду" рекомендуется пункт 3 рассматриваемой статьи после четвертого абзаца дополнить новым абзацем следующего содержания:

"основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между разработчиком документации и заинтересованными лицами (при наличии разногласий)".

После четвертого абзаца пункт 3 рассматриваемой статьи рекомендуется изложить в редакции:

"основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между разработчиком документации и заинтересованными лицами (при наличии разногласий);

краткое изложение позиций и обоснованных предложений участников обсуждения документации.

Протокол подписывается лицами, указанными в пункте 2 статьи 7, в срок не более двух дней со дня окончания представления в протокол предложений и замечаний граждан.

Участники публичного слушания вправе не позднее четырех дней после проведения обсуждения документации представлять в письменном виде для включения в протокол свои аргументированные предложения и обоснованные замечания.

Срок оформления протокола обсуждения документации составляет не более семи дней."

Для того, чтобы обеспечить подготовку содержательного и аргументированного заключения по публичному слушанию, необходимо заложить в принимаемый закон основные требования к его структуре. Поэтому пункт 3 рассматриваемой статьи после шестого абзаца рекомендуется дополнить новым абзацем следующего содержания:

"В случае совмещения публичных слушаний различной документации, по каждому объекту обсуждения составляется отдельный протокол обсуждения."

А также дополнить статью после пункта 3 новым пунктом, изменив соответствующим образом нумерацию последующих пунктов:

"4. Заключение о результатах публичных слушаний по документации включает вводную, описательную и мотивировочную часть. Вводная часть должна содержать:

полное наименование обсуждаемой документации;

дату утверждения заключения;

сведения о проведенных обсуждениях документации;

перечень поступивших письменных обращений по обсуждаемой документации.

Описательная часть должна содержать обобщение материалов обсуждения документации, предмет разногласий между общественностью и разработчиком документации (если таковой был выявлен).

Мотивировочная часть должна содержать перечень замечаний и предложений, рекомендованных к внесению в обсуждаемую документацию, перечень отклоненных замечаний и предложений с указанием оснований, по которым они были отклонены, итоги выявления общественных предпочтений, рекомендуемый способ разрешения разногласий между общественностью и разработчиком документации (если были выявлены разногласия).";

Безусловно неприемлема формулировка второго абзаца пункта 1 статьи 7 рассматриваемого Законопроекта "Обсуждение документации проводится уполномоченным органом по месту своего расположения".Данная формулировка обязывает уполномоченный орган проводить обсуждение в определенном здании (помещении), что может создать препятствия для реализации прав граждан на участие в публичных слушаниях даже в том случае, если место расположения уполномоченного органа (районной администрации) не слишком удалено от объекта градостроительной деятельности – например, в случае ремонта помещения или нехватки места, проведения других мероприятий. В тех же случаях, когда публичные слушания проводятся Комиссией по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, реализация права граждан на участие в публичных слушаниях формулировкой второго абзаца пункта 1 статьи 7 заведомо затруднена, поэтому данный абзац должен быть исключен из текста рассматриваемого Законопроекта.

С целью обеспечить возможность общественного контроля учета результатов публичных слушаний рекомендуется пункт 6 статьи 7 рассматриваемого Законопроекта дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Копии протоколов обсуждений документации предоставляются уполномоченным органом по запросу любого гражданина, общественной организации, органа государственной власти, органа местного самоуправления Санкт-Петербурга в течение 10 дней с момента поступления запроса."

Серьезные юридические замечания имеются в отношении статьи 9 рассматриваемого Законопроекта. Прежде всего, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, информирование о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства должно осуществляться до оформления акта о его выборе, тогда как в тексте рассматриваемого Законопроекта оно производится уже после этого оформления. Кроме того, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, гражданам должны предъявляться варианты размещения объекта строительства. Необходимо также учитывать требования Закона Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений».

Исходя из вышеизложенного, следует внести в статью 9 рассматриваемого Законопроекта следующие изменения:

в пункте 1 слова "оформления акта о выборе земельного участка для строительства" заменить словами "определения вариантов размещения объекта строительства и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями,";

пункт 2 после первого абзаца изложить в редакции:

"варианты размещения объекта строительства;

проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора;

характеристики объекта предполагаемого строительства, необходимые для обоснования примерного размера земельного участка, включая расчеты санитарно-защитных зон, обеспеченности зелеными насаждениями, обеспеченности автомобильными стоянками и другие расчеты в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данного вида объектам;

информацию о месте, времени и условиях доступа к материалам экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории;

способ и срок подачи предложений, который не может быть менее 14 дней со дня опубликования информационного сообщения."

Кроме того, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, пункт 3 рассматриваемой статьи после третьего абзаца дополнить новым абзацем следующего содержания:

"собственникам и арендаторам земельных участков, землепользователям и землевладельцам, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия находящихся соответственно в их собственности, аренде, пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства."

Рекомендуется также дополнить рассматриваемый Законопроект новой статьей, предусматривающей административную ответственность за правонарушения в сфере проведения публичных слушаний по документации и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности. В частности, административная ответственность может быть установлена за непредоставление экологической информации в процессе публичных слушаний, нарушение правил распространения информационных сообщений, нарушение порядка предоставления гражданам копий документов, которые должны предоставляться гражданам в соответствии с принимаемым законом.

 

Выводы

1. В случае принятия рассматриваемого Законопроекта в первоначально предложенной редакции не будет обеспечена та степень защиты права граждан на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается действующим Законом Санкт-Петербурга "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга". Поэтому принятие подобного закона  недопустимо, как нарушающего конституционное право граждан.

2. Во избежание вышеуказанного массового нарушения прав граждан необходимо включить в рассматриваемый Законопроект по крайней мере следующие положения:

 2.1. Граждане, их объединения, физические и юридические лица – правообладатели земельных участков имеют право запрашивать и получать в 10-дневный срок после обращения любые копии документов, которые, согласно действующему законодательству, являются основанием для принятия градостроительных решений, за исключением документов, содержащих установленную в законном порядке государственную, коммерческую или иную тайну.

2.2. Граждане и юридические лица имеют право обращаться в уполномоченный орган с выражением заинтересованности в участии в публичном слушании по документации на территории, применительно к которой осуществляется подготовка документации. Уполномоченный орган обязан регистрировать обращения граждан и их объединений и в дальнейшем направлять им копии решений о подготовке документации и информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации.

2.3. В случае нарушения основных требований к проведению публичных слушаний, установленных принимаемым законом, публичные слушания считаются проведенными неправомерным образом (не проведенными) и должны быть проведены повторно. Заявления граждан и юридических лиц о признании публичных слушаний неправомерным образом (не проведенными) рассматриваются Губернатором Санкт-Петербурга (через Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга) или (и) в судебной порядке.

2.4. Не допускается совмещение публичных слушаний градостроительной и проектной документации, а также градостроительной документации, относящейся к разным территориям.

3. Поскольку в 2006 году намечается осуществлять принятие Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, настоятельно необходимо внести в рассматриваемый Законопроект положения о проведении публичных слушаний при принятии этих Правил, а также при принятии остальных актов, связанных с Правилами застройки: внесении изменений в Правила застройки, решении вопросов предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Предложения по формулировке соответствующих положений и необходимой в связи с этим редакционной правке рассматриваемого Законопроекта содержатся в основной части настоящего заключения.

4. Независимо от принятия рекомендации пункта 3 настоящих выводов, рекомендуется дополнить статью 7 рассматриваемого Законопроекта рядом регламентных норм проведения общественных слушаний, частично содержащихся в действующем Законе Санкт-Петербурга "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга", а частично предлагаемых дополнительно на основе результатов мониторинга проведения общественных слушаний в соответствии с указанным Законом Санкт-Петербурга. Предлагаемые формулировки регламентных норм содержатся в основной части настоящего заключения.

5. Безусловно неприемлема формулировка второго абзаца пункта 1 статьи 7 рассматриваемого Законопроекта. Данная формулировка может создать препятствия для реализации прав граждан на участие в публичных слушаниях, поэтому указанный абзац должен быть исключен из текста рассматриваемого Законопроекта.

6. Серьезные юридические замечания имеются в отношении статьи 9 рассматриваемого Законопроекта. Прежде всего, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, информирование о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства должно осуществляться до оформления акта о его выборе, тогда как в тексте рассматриваемого Законопроекта оно производится уже после этого оформления. Кроме того, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, гражданам должны предъявляться варианты размещения объекта строительства.Необходимо также учитывать требования Закона Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений». Предложения по поправкам в рассматриваемый Законопроект, которые обеспечат устранение указанных не соответствий действующему законодательству, содержатся в основной части настоящего заключения.

 

 

 

Эксперт постоянной комиссии по
городскому хозяйству, градостроительству
и земельным вопросам                                                                                          

А.С.Карпов

 

Карпов А.С.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "О порядке участия граждан в обсуждении градостроительной деятельности"
Публикации:
20.05.2010 - Позиция неправительственных организаций и граждан по законодательству Санкт-Петербурга о публичных слушаниях в сфере градостроительства
16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
29.03.2007 - Как на самом деле работает ЭКОМ
30.06.2006 - Закон о публичных слушаниях торопятся принять, пока общественность в отпуске
12.04.2006 - Суд по делу о фальсифицированных слушаниях
10.04.2006 - Дуб, несущий золотые яйца
29.03.2006 - Рестораны вместо скверов
21.03.2006 - Рестораны - вместо парков, публичное молчание - вместо общественного обсуждения
17.03.2006 - Поправки депутата Амосова М.И. к проекту закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"
27.02.2006 - 54 поправки в закон – и слушания не пустая формальность
27.12.2005 - Круглый стол общественных экологических организаций СПб и ЛО
15.12.2005 - КОНКУРС ! Гражданская экспертиза законопроекта об участии петербуржцев в принятии градостроительных решений
05.12.2005 - Брошюра "Как защитить свои права при уплотнительной застройке?" теперь и в библиотеках Санкт-Петербурга
18.11.2005 - ЭКОМ примет участие в Форуме "Социальный Петербург
07.10.2005 - Проект закона о порядке организации и проведения публичных слушаний
27.09.2005 - ЭКОМ опубликовал брошюру "Как защитить свои права при уплотнительной застройке?"
16.06.2005 - Инструкции по применению законов доступны на сайте ЭКОМ
07.06.2005 -
31.05.2005 - Общественное участие в принятии градостроительных решений: эффективность закона.
31.05.2005 - Пресс-конференция по результатам опроса жителей Петербурга
10.05.2005 - ЭКОМ-опрос
23.12.2004 - Постановление Правительства Санкт-Петербурга Об утверждении Регламента подготовки и проведения общественных обсуждений проектов градостроительных решений (N 1712)
03.12.2004 - "Поправки И. Артемьева" отклонены Законодательным Собранием
28.11.2004 - Как должен работать закон 114-20 (схема для людей с научным складом ума)
28.11.2004 - О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга (№114-20)
15.04.2004 - Досье законопроекта "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга"
05.04.2004 - Реализация технологии учета мнений заинтересованной общественности в законодательстве
05.04.2004 - Работа над законом об участии граждан завершилась успехом
06.11.2003 - Человек и стена
Персоналии:
Афиногенов Дмитрий Владимирович
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.