Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Разработка проектов нормативных актов : Пояснительная записка к проекту Закона СПб "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Санкт-Петербурге" (2011)
Пояснительная записка к проекту Закона СПб "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Санкт-Петербурге" (2011)

Эксплуатация и содержание крупных общественных парков Санкт-Петербурга, а так же деятельность управляющих ими учреждений в настоящее время сталкиваются с рядом организационных, статусных и юридических проблем, решить которые возможно только путём придания единого статуса территории, включающей земельные участки разных видов использования. Наиболее проблемными объектами паркового хозяйства в Санкт-Петербурге являются исторические и приусадебные парки, которые, в силу своих особенностей, не могут быть целиком отнесены к территориям общего пользования. Для исторических (усадебных) парков характерно сочетание конфликтующих функций: рекреационной, активного использования объектов культурно-исторического наследия, их охраны и охраны природных ландшафтов.

В настоящее время в федеральном законодательстве предусмотрен только один режим использования территории, который позволяет сочетать функции рекреационного использования, охраны объектов культурного наследия и охраны окружающей среды, а именно – статус природного парка (особо охраняемой природной территории регионального значения).

Настоящий законопроект заменяет Закон Санкт-Петербурга «О государственных природных заказниках и памятниках природы регионального значения», сохраняя действующее регулирование и дополняя его нормами, касающимися создания и управления  природными парками. Положения о данной категории ООПТ подробно прописаны в федеральном законодательстве. Территории природных парков могут располагаться на землях иных, кроме самих парков, пользователей, а также собственников. Допускается образование природных парков регионального значения на землях, находящихся в федеральной собственности (практика, подтверждённая определениями ВС РФ).

Таким образом, образование природных парков на территории существующих парковых комплексов Санкт-Петербурга позволит полностью или частично решить следующие проблемы:

  • легитимизировать и согласовать вопросы статуса территорий, имеющих совместное (региональное и федеральное) управление и принадлежность;
  • предотвратить дальнейшее разбазаривание и растаскивание единой территории парков, одновременно согласовав присутствие в парках существующих объектов различных форм собственности;
  • поставить под контроль государственных организаций, осуществляющих управление парками, деятельность предприятий и учреждений, фактически расположенных на территориях исторических парков, но не имеющих к парку юридического отношения;
  • юридически закрепить статус исторической планировки парковых комплексов;
  • создать, определить режимы и юридически оформить охранные зоны парковых комплексов, расположенные вне территорий парков (если это необходимо);
  • с помощью зонирования территории парка разрешить конфликты разных видов его функционального использования (например: активный отдых отделить от экскурсионно-просветительской деятельности);
  • с помощью зонирования территории парка разграничить его части, относящиеся к зелёным насаждения общего пользования и зелёным насаждениям ограниченного пользования, решив тем самым проблемы учёта обеспеченности жителей СПб  зелёными насаждениями общего пользования;
  • разрешить юридические вопросы организации служб охраны парковых территорий.

Согласно действующему федеральному законодательству процесс создания природных парков требует участия федеральных органов исполнительной власти. Согласно методическим указаниям МПР, исполнительный орган власти субъекта РФ направляет в Министерство материалы обоснования создания природного парка и проект положения, прошедшие государственную экологическую экспертизу, после чего министерство вносит представление о создании парка. Соответствующие подготовительные работы выполняются органами исполнительной власти Санкт-Петербурга на основании схемы развития и размещения ООПТ регионального значения, утверждаемой законом Санкт-Петербурга.


Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях»

Раздел IV. Природные парки

Статья 18. Общие положения


1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

2. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

3. На природные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

 

Статья 19. Порядок образования природных парков

 

1. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

 

Статья 20. Особенности правового положения природных парков

1. Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения.

2. Средствами природных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые дирекциями природных парков средства:

а) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;

б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;

в) в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

 

Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков

1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

2. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

3. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

4. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

5. С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

6. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по участию в согласовании положений о природных парках определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

 

 

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Городские ООПТ – зона особого внимания
Публикации:
06.05.2012 - Устранена ошибка, которая не позволяла видеть карты предлагаемых ООПТ
28.04.2012 - Опубликован проект закона о развитии системы ООПТ в Петербурге, подготовленный Центром ЭКОМ
28.04.2012 - О перечне участков территорий, в отношении которых проводятся комплексные экологические обследования, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения в Санкт-Петербурге
28.04.2012 - Приложение 1 к Закону Санкт-Петербурга «О перечне участков территорий, в отношении которых проводятся комплексные экологические обследования... »
28.04.2012 - Приложение 2 к Закону Санкт-Петербурга «О перечне участков территорий, в отношении которых проводятся комплексные экологические обследования... »
28.04.2012 - Пояснительная записка к проекту закона «О перечне участков территорий, в отношении которых проводятся комплексные экологические обследования...»
08.02.2011 - Проект закона "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Санкт-Петербурге" (2011)
24.10.2007 - Презентация результатов общественной экологической экспертизы ЗСД в буферной зоне Юнтоловского заказника
15.10.2007 - Сражение за «Поляну Бианки»
11.07.2005 - ЭКОМ подготовил анализ законопроекта Петербурга об охраняемых природных территориях
21.06.2005 - Экспертное заключение на проект закона Санкт-Петербурга " О государственных природных заказниках и памятниках природы регионального значения в Санкт-Петербурге"
21.06.2005 - Текст проекта закона с поправками
04.06.2005 -
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.