Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Доступ к правосудию : Решение Пушкинского районного суда (8 февраля 2006) о признании незаконным распоряжения КГА СПб
Решение Пушкинского районного суда (8 февраля 2006) о признании незаконным распоряжения КГА СПб

№ 2-171/06                                                                                            08 февраля 2006 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Пушкинский районный суд г. Санкт- Петербурга в составе:

Судьи                                                       Зарецкой Н.Л.

При секретаре                                        Доможировой М.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявителя о признании незаконным распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, обязании его отменить

УСТАНОВИЛ:

Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт- Петербурга (далее КГА) от 26.01.2005 года №29-пр «Об утверждении проекта границ земельного участка» утвержден проект границ земельного участка по адресу: г. Пушкин, западнее д.8а, литера Б по Кадетскому бульвару (участок ограниченный Парковой ул., ул. Радищева, ул. Красной Звезды и Кадетским бульваром, участок 1); г. Пушкин, западнее д. 17/9, литера А по ул. Красной Звезды (участок ограниченный Парковой ул., ул. Радищева, ул. Красной Звезды и Кадетским бульваром, участок 2); г. Пушкин, севернее, д. 17/9, литера А по ул. Красной Звезды (участок ограниченный Парковой ул., ул. Радищева, ул. Красной Звезды и Кадетским бульваром, участок 3), разработанный КГА в М 1:500, шифр 05-2006 для предоставления на инвестиционных условиях (реестровый №2427-ННЖ-01)- п.1 распоряжения. Кроме того, данным распоряжением (п.2) установлены градостроительные параметры участка и виды использования в соответствие с согласованными предпроектными проработками от 30.04.2004г. ЗГС-3.1: площадь участка в границах проектирования: S1=2368 кв.м., S2=828 кв.м., S3=2040 кв.м.; разрешенное использование участка - строительство жилого комплекса в составе жилого дома ( с мансардой)- корп.1, участок 2); жилого дома (с мансардой) с подземной автостоянкой - корп.З, участок1).

Заявитель, проживающий по адресу: Санкт- Петербург, г. Пушкин, ..., обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным данное распоряжение КГА и обязать его отменить. Указывает, что в нарушении действующего градостроительного законодательства (Градостроительного Кодекса РФ, Положения «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории», утвержденного распоряжением КГА от 25.10.2004 года №1522, Положения «О порядке выполнения работ по оформлению проекта границ земельных участков, предоставляемых для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге», утвержденного приказом председателя КГА №77 от 18.10.2004 года) при принятии оспариваемого распоряжения проекты границ земельных участков в его квартале были утверждены без разработки проекта межевания квартала; не были определены границы земельных участков (границы фактического землепользования) существующих домов и границы территории общего пользования. В результате указанного под застройку предоставлены территории, которые принадлежат нормативным земельным участкам домов, рассчитанным согласно СП 30-101-98, фактически используемые как придомовые территории домов и территории общего пользования.

Кроме того, как указал заявитель, пунктом 2 распоряжения, КГА установило разрешенный вид использования земельного участка - строительство жилых домов и подземной автостоянки, который ранее не был определен, а фактически на трех выделяемых проектом участках находятся зеленые насаждения, кустарники, газоны, детская и спортивная площадки, пешеходные дорожки, зданиекотельной, не жилое здание. Однако, принятие правовых актов, устанавливающих виды использования земельных участков, то есть правил застройки, не отнесено к компетенции КГА каким- либо нормативными актами и оспариваемое распоряжение тем самым издано в нарушение п.3ст.47 Устава Санкт- Петербурга.

Все это, по мнению заявителя, нарушает его права на пользование придомовой территорией, территорией общего пользования, внутриквартальных проездов, границы которых не определены, а также его право на благоприятную окружающую среду.

'В судебном заседании, заявитель и его представитель Баклагин В.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель КГА Водовозов СВ. в заявлении просил отказать, указав, что вид использования данного земельного участка был установлен ранее, документацией о планировании, действующей на момент принятия распоряжения в рамках полномочий Комитета; данное распоряжение не нарушает прав заявителя. В соответствие с Положением «О порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004г. №1592, подготовка и согласование документации, необходимой при предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, осуществляется путем подготовки инженерно-градостроительной документации; разработка и утверждение проекта границ земельного участка возложены на КГА. Допустимость размещения данного объекта инвестирования была установлена КГА в соответствие с документацией о планировании, действующей на момент принятия решения и статьями 30-32 ЗК РФ. Территория данного земельного участка отнесена к зоне «К-1», предназначенной для размещения объектов жилого и коммерческого назначения, в соответствие с Генеральным планом развития г. Ленинграда и Ленинградской области до 2005 года, утвержденного совместным Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС №1387 от 05.12.1987 г., Схемы зонирования и градостроительного регламента для территориальных зон Пушкинского административного района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 29.06.1998 года №19 «О комплексе градостроительной документации по Пушкинскому административному району Санкт-Петербурга». До утверждения нового генерального плана действуют Правила застройки Ленинграда, утвержденные решением Исполкома Ленгорсовета от 13.06.1989 №421.

ООО «Стройбизнес», извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, возражений по заявленным требованиям не заявило.

Представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству СПбга (Турутина Е.И.), привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, возражений на заявление Остапенко не представила.

Суд, ознакомившись с мнением участников процесса, исследовав материалы дела, удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 194 от 10.02.04 года утверждено решение инвестиционно-тендерной комиссии о проведении изыскательских работ ЗАО «Стройбизнес» на земельном участке западнее дома № 8а, литер Б по Кадетскому бульвару, участок № 1 в Пушкине. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 242 от 24.02.04 года утверждено решение ИТК о проведении изыскательских работ ЗАО «Стройбизнес» на земельном участке севернее дома № 17/9, литер А по ул. Красной Звезды (участок, ограниченный Парковой ул., ул. Радищева, ул. Красной Звезды и Кадетским бульваром, участок 3) в целях определения возможности проектирования и строительства объекта. Постановлением № 331 от 02.03.04 года утверждено решение ИТК о проведении изыскательских работ на земельном участке западнее дома № 17/9, литер А, по ул. Красной Звезды, ограниченном указанными выше улицами, участок 2 в целях определения возможности проектирования и строительства жилого дома на условиях воссоздания.

С 20.09.04 года по 11.10.04 года Администрацией Пушкинского района была проведена градостроительная экспозиция по проектам строительства указанных 3-х объектов. 11.10.04 года было проведено общественное слушание по проектам строительства объектов, о чем составленыпротоколы общественного обсуждения инвестиционного предложения от 11.10.04 года и протокол результатов общественных обсуждений проекта градостроительного решения от 31.01.05 года.

Суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что распоряжение КГА от 26.01.2005 года №29-пр «Об утверждение проекта границ земельного участка», принято с нарушением действующего законодательства.

Так, согласно статьи 43 Градостроительного Кодекса РФ, вступившего в силу с 10.01.2005 года (Федеральный Закон от 29.12.2004г. №190-ФЗ), применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий, должна осуществляться подготовка проектов межевания территорий. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых, в том числе отображаются, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства.

В целях реализации Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592, Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга было принято распоряжение №1522 от 25.10.2004 года, которым утверждено Положение о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории (Приложению 4). В соответствие с указанным Положением проекты межевания территории являются градостроительной документацией и разрабатываются в соответствии со СНИПом 11-04-2003 (п. 1.1.) в целях формирования земельных участков, включая обоснование размеров и границ земельных участков, реализации принятой градостроительной документации, обеспечения гласности намерений и решений в отношении формирования земельных участков (п.1.2.), и утверждаются в установленном порядке (п. 1.3). Проекты межевания территории разрабатываются на основе градостроительных нормативов, норм предоставления земельных участков, градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (или временных градостроительных регламентов) и с учетом ранее разработанной и утвержденной градостроительной документации – проектов планировки и проектов застройки (в случае их наличия), с учетом фактически сложившихся на проектируемой территории имущественных комплексов, объектов недвижимости. При этом обособленные размеры земельных участков жилой застройки рассчитываются в соответствии со СП 30-101 (п.1.4.).

При разработке проектов межевания территории подлежат выявлению границы всех фактически используемых земельных участков объектов недвижимого имущества жилого и нежилого назначения, объектов инженерной, социальной инфраструктуры, объектов рекреации общего пользования, иных объектов, обеспечивающих удовлетворение общественных нужд, а также земельных участков для формирования новых объектов недвижимости, расположенных на территории квартала, в соответствии с действующими градостроительными нормативами, нормами предоставления земельных участков, с градостроительными регламентами и градостроительной документацией (п. 1.5).

Результатом проекта межевания территории является определение местоположения проектных границ земельных участков, расположение внутриквартальных проездов, проектные границы действия и содержание сервитутов, а также иных обременении земельных участков. Земельные участки, выделенные в составе проектов межевания территории, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к формированию земельных участков как объектов государственного учета недвижимости (п. 1.9). Согласно п. 1.10 проекты межевания территории разрабатываются по заявкам исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им государственных учреждений. Допускается разработка проектов межевания территории по заявкам органов местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга - в части земель, находящихся в их распоряжении, а также физических или юридических лиц, заинтересованных в приобретении прав на сформированные в результате проведения межевания земельный участок (участки) в соответствии с инвестиционным законодательством.

Для выявления фактически сложившейся системы основных пешеходных и транспортных коммуникаций, включая транзитные и распределительные коммуникации, фактического использования объектов благоустройства (скверов, хозяйственных, спортивных, детских площадок, площадок для парковки транспортных средств и пр.), а также (при отсутствии соответствующих сведений в составе исходных данных) фактически используемых, но не зарегистрированных в государственном земельном кадастре земельных участков, при разработке проектов межевания территории производится натурное обследование проектируемой территории (п. 1.15).

Согласно п. 1.18 данного Положения на основе и с соблюдением границ установленных в проектах межевания территории, осуществляется, в том числе разработка документации, необходимой в соответствии с законодательством для установления границ земельных участков, в том числе проектов границ земельных участков. В пункте 2 Положения дано определение проектным границам земельного участка, под которыми понимается определенный схемой межевания территориально ограничивающий земельный участок замкнутый контур, являющийся основанием установления его границ при формировании земельного участка как объекта государственного учета недвижимости и регистрации прав на него.

Структурным подразделениям Комитета было предписано руководствоваться документами, утвержденными данным распоряжением.

Положением о порядке выполнения работ по оформлению проекта границ земельных участков, предоставляемых для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге, утвержденным приказом КГА №77 от 18.10.2004 года, также предусмотрено, что для оформления проекта границ земельного участка заказчику необходимо предоставить разрешительное письмо КГА о разработке . проекта границ межевания территории и проект межевания территории, разработанный и утвержденный в установленном порядке.

Как следует из объяснений представителя КГА, материалов дела, проект границ указанного земельного участка, был утвержден оспариваемым распоряжением 26.01.2006 года, без разработки и утверждения в установленном порядке проекта межевания территории, то есть с нарушением действующего градостроительного законодательства.

Применение общих норм земельного законодательства (ст.30-32 ЗК РФ) при утверждении проекта границ земельного участка, на что сослался представитель КГА в обоснование правомерности оспариваемого распоряжения, не освобождало данный орган от соблюдения, как Градостроительного Кодекса РФ, так и других действующих нормативных актов, специально регламентирующих порядок подготовки проекта границ земельного участка. При этом в п.2 ст.31 ЗК РФ прямо указывается, что выбор земельного участка для строительства производится, в том числе с учетом градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Оспариваемым распоряжением (п.2) установлены градостроительные параметры участка и виды использования в соответствие с согласованными предпроектными проработками от 30.04.2004г №ГС-3.1.

В соответствие со ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно п.6 ст.З0 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Поскольку сам проект границ земельного участка утвержден с нарушением действующего законодательства, суд полагает, что и определение КГА СПБга градостроительных параметров земельного участка, а также видов его использования (п.2) не правомерно.

Кроме того, Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 20.12.2004 года №1101-пг признан утратившим силу приказ губернатора Санкт-Петербурга от 17.10.1997 года №73-п «Об утверждении Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре», а новое Положение, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 года №1679. регламентирующее деятельность КГА, в том числе и его полномочия по разработке и утверждению проектов границ земельных участков, разработке и согласования градостроительной документации, вступило в действие 28.01.2005 года, тогда как оспариваемое распоряжение было утверждено 26.01.2005 года.

В соответствие с пунктом 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории, в том числе проекта межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, под которым понимается обеспечение при осуществление градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Как следует из представленного проекта границ, утвержденного КГА, объяснений его представителя, проектом предусматривается размещение непосредственно рядом с жилым домом №25 по ул. Красной Звезды, где проживает заявитель, подземной автостоянки, а рядом двух жилых домов, один из которых также имеет подземную стоянку.

Суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что утверждение данного проекта в нарушение градостроительного законодательства, без проекта межевания территории, нарушает его права на пользование придомовой территорией, территорией общего пользования, где размещаются в настоящее время спортивная площадка, зеленые насаждения, которые будут подвергнуты переносу или ликвидации, а также территорией внутриквартальных проездов, границы которых не были определены.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 26.01.2005 года №29-пр «Об утверждении проекта границ земельного участка» незаконным и обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт- Петербурга его отменить.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Санкт-Петербургский городской суд.

Судья ( подпись)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Судебные дела по уплотнительной застройке
г.Пушкин
Защита прав граждан при проведении межевания городских земель
Публикации:
03.04.2013 - Экспертное заключение по градостроительной документации, обосновывающей возмож-ность строительства собора в парке "Малиновка"
18.10.2011 - Реновация – не повод лишать людей собственности
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
19.05.2009 - Жизнь по обрезу фундамента: как оформить земельный участок и не остаться «с носом»?
08.03.2009 - Общественный интерес при проведении межевания. Между чиновником и проектировщиком.
08.03.2009 - Проблемы межевания озеленённых территорий
08.02.2009 - Указание главы КЗР СПб по вопросам формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома
16.09.2008 - Планировались ли сады и скверы в кварталах советской застройки?
02.07.2008 - Законодательное Собрание утвердило "Эльфийский скверик"
23.06.2008 - Сквер Подводников. Правовые аспекты ситуации
19.06.2008 - Сквер Подводников. Противостояние продолжается.
27.01.2008 - Как учитывать перечни зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) при рассмотрении документов градостроительного планирования
25.10.2007 - Круглый стол "Проблемы городского озеленения и уплотнительной застройки в Санкт-Петербурге"
15.10.2007 - Губернатор подписала охранную грамоту для скверов Петербурга
15.10.2007 - Сражение за «Поляну Бианки»
22.09.2007 - Смотрите ЭКОМ на 5 канале в программе "Энергичные люди"! Начало в 10:55
10.08.2007 - «Позвони Матвиенко!»
27.07.2007 - Тридцать первое июля. Судный день
23.07.2007 - Градостроительство в Санкт-Петербурге: бурное развитие или системный кризис?
13.07.2007 - Открытое письмо жителей Невского района руководству компании ТНК-BP
30.06.2007 - Решение Смольнинского районного суда (судья Масленникова) о признании незаконным Постановления Правительства Санкт-Петербурга №1444 от 27 сентября 2005 года
27.06.2007 - Строительство дома, в котором уже продаются квартиры, запрещено судом
17.05.2007 - Самострой в сквере на Пулковской улице
16.05.2007 - Сквер на Пулковской улице пока удается защитить в суде
08.05.2007 - Открытое письмо ветеранов ВОВ в защиту сквера на Пулковской улице
01.05.2007 - Годовой отчет Центра ЭКОМ за 2006 год
16.04.2007 - Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга о признании общественного обсуждения градостроительного решения несостоявшимся
16.04.2007 - Спроси эксперта ЭКОМ
29.03.2007 - Как на самом деле работает ЭКОМ
27.03.2007 - Дом-2 для ФСБ появится на месте сквера моряков-подводников
27.03.2007 - Победа адвоката ЭКОМ
Персоналии:
Баклагин Евгений Александрович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.