ЭКОМ - Общественная экологическая экспертиза :: Различные варианты соотношения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/investigation/index.php?id=329


Различные варианты соотношения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы

Материалы экспертного совещания «Общественная экологическая экспертиза и общественные слушания: реальность и перспективы». 28-30 июля 2003, Репино, Санкт-Петербург. При поддержке Фонда им. Генриха Белля

Данный обзор иллюстрирует разнообразие подходов негосударственных экологических организаций к тому, каковы роль и место общественных слушаний, ОЭЭ в системе принятия экологических решений. На совещании, в котором приняли участие 20 человек из 11 организаций (6 регионов РФ), рассматривались 4 принципиальные схемы, которые представлены ниже.

1. «Идеальная» схема организации процесса общественного участия при подготовке опасных с экологической точки зрения проектов.  

(Предложения Центра экспертиз ЭКОМ)

 Схема показывает соотношение общественных слушаний, общественной экологической экспертизы и их роль в принятии решений органами власти. Процесс разделен на три части:

  • информирование (проводит заказчик в соответствии с принятыми органами  местного самоуправления регламентами)
  • общественное обсуждение (проводит орган местного самоуправления в соответствии с постоянным регламентом)
  • общественная экологическая экспертиза (проводят общественные организации в соответствии со своими внутренними регламентами)

Таким образом, общественные слушания не являются составной частью ОЭЭ, хотя эксперты и организаторы ОЭЭ могут принимать участие в слушаниях в качестве независимых экспертов. Сама общественная экспертиза рассматривается именно как процедура анализа документации, аналогичная государственной экспертизе.

 

2. Схема проведения общественной экологической экспертизы,
включающей общественные слушания по ОВОС

(предложения РОО «Байкальская экологическая волна»: www.baikalwave.eu.org)

Особенностью данной схемы является то, что все этапы проводятся или могут быть проведены общественной организацией, которая берет на себя инициативу выполнения ОЭЭ. Органы местного самоуправления выступают только получателями информации. 

 

3. Схема проведения общественной экологической экспертизы, включающей общественные слушания по заключению ОЭЭ

(предложения РОО «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА): www.ineca.ru )

Особенность данной схемы в том, что общественная организация, выполняющая ОЭЭ, рассматривает себя не в качестве представителя общественности или выразителя общественных интересов, а в качестве независимого экспертного агентства. Как только такая организация приступает к выполнению экспертизы, у нее появляется обязанность консультироваться с заинтересованными лицами по поводу задания на ОЭЭ, промежуточных результатов и других вопросов. В частности, для консультаций могут использоваться общественные слушания. Список заинтересованных лиц включает другие общественные группы, ОМСУ, население, СМИ, заказчика.

 

4. Схема организации общественных слушаний с ведущей ролью органов местного самоуправления

(Предложения Бурятского регионального объединения по Байкалу: http://bro.burinfo.ru)

Комментарии к схеме:

  • схема может использоваться для протяженных (линейных) объектов, затрагивающих  интересы нескольких муниципальных образований или  субъектов федерации;
  • предварительно проводятся собрания по информированию жителей, которые завершаются общественными слушаниями в одном селе (волостной или районный центр)по кустовому принципу (участие заказчика и разработчиков проекта желательно);
  • на общественных слушаниях (ОС)должны быть все субъекты  интересов (заказчик, МСУ, НГО, инвестор, разработчики проекта, делегаты из сел)
  • до начала ОС желательно согласовать регламент  слушаний и утвердить его в начале ОС;
  • при обсуждении протокола ОС при наличии разногласий между заинтересованной общественностью и заказчиком составляется Предмет разногласий, который является неотъемлемой частью Протокола слушаний;
  • в наиболее спорных случаях создается Согласительная комиссия из представителей заказчика и заинтересованной общественности;
  • по окончанию ОС представители заинтересованной общественности должны обязательно получить один экземпляр Протокола слушаний со всеми подписями;
  • копии Протокола желательно распространить среди заинтересованных групп населения, а краткое содержание протокола опубликовать в местных газетах;
  • в некоторых случаях к Протоколу слушаний прикладывается  предварительное мнение независимых экспертов и специалистов, на замечания которых заказчик должен дать конкретные ответы.

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Центр общественных экологических экспертиз
    ecom.su/themes/?id=2
  • Центр общественных экологических экспертиз (0)Совещание по переспективам общественной экспертизы и слушаний
    ecom.su/themes/?id=21
  • :

  • 24.11.2005 - СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОВОС
    ecom.su/investigation/index.php?id=324
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.