Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Общественная экологическая экспертиза : Анализ изменений законодательства в области экологической экспертизы
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 30.03.2007

Анализ изменений законодательства в области экологической экспертизы

Афиногенов Д.В., к.пол.н., координатор проектов Центра экспертиз «ЭКОМ» СПбОЕ

С 1 января 2007 года произошло кардинальное изменение функций и содержания важнейшего инструмента экологического регулирования - экологической экспертизы. Поправки в соответствующий закон были внесены Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части устранения административных барьеров...). Ниже   приводится анализ внесенных правок и их последствий.

Тексты статей закона РФ «Об экологической экспертизе», определяющих объекты государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), были изменены, главным образом, путем исключения из них отдельных пунктов (см. Приложение). Остальные изменения – стилистические или связаны с оформлением текста. Таким образом, речь идет не о совершенствовании экологического законодательства, а просто о сужении сферы его применения.

Анализ изменений показывает, что на федеральном и региональном уровне исключены аналогичные объекты ГЭЭ. Если обобщить, то можно сказать, что из закона были убраны проекты нормативно-правовых актов, а также все виды градостроительной и проектной документации[1].

В результате, из объектов ГЭЭ были исключены почти все проекты планируемой деятельности, которые могут оказать воздействие на окружающую среду непосредственно (проектная документация, которая в других странах обычно подвергается процедуре Environment Impact Assessment), за исключением лицензирования, а также новой техники и технологий.

Исключены также проекты нормативно-правовых актов – законов, указов, постановлений и т.п. В наших условиях, когда многие стратегические процессы, направления развития и политика в области охраны окружающей среды устанавливаются именно законодательно, отказ от экологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов может привести к долгосрочным негативным экологическим и социально-экономическим последствиям на региональном уровне и уровне всего государства.

В действующем законе «Об экологической экспертизе» предметом экспертизы остались проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, но только тех, которые связаны с охраной окружающей среды, а также проекты некоторых целевых программ. Т.е. ни градостроительная деятельность, ни нормирование тех видов деятельности, которые могут нанести ущерб окружающей среде, предметом экспертизы не являются. Иными словами то, что может оказать воздействие на окружающую среду косвенно, и что нуждается, как правило, в стратегической экологической оценке (Strategic Environment Assessment) также выпадает из пространства экологической экспертизы.

В связи с этим необходимо отметить, что на сегодняшний день, несмотря на требования закона, большая часть проектов нормативно-технических, инструктивно-методических документов, проектов программ и других подобных документов ГЭЭ не проходила, а если проходила – то формально и поверхностно, а ее результаты никак не влияли на окончательное решение. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что отсутствуют необходимые технологии и методики проведения стратегической экологической оценки. Кроме того, такие экспертизы проводятся без какого бы то ни было вовлечения общественности в обсуждение проектов (Центр экспертиз ЭКОМ, много лет работающий в этой сфере, не знает ни одного случая официального публичного обсуждения проекта стратегического документа в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду).

Учитывая, что ГЭЭ и проводимая в ее рамках оценка воздействия на окружающую среду во многих случаях является единственным механизмом, который включает требование информирования общественности и вовлечение ее в обсуждение планируемой деятельности[2], сокращение объектов ГЭЭ приводит к соответствующему сужению возможностей граждан участвовать в консультациях по поводу проектов.

В измененном списке объектов экологической экспертизы отдельно выделены и сохранены проекты, подпадающие под действие законов "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Это, возможно, связано с тем, что такие проекты, как правило, являются трансграничными, а потому при их подготовке требуется соблюдение международной Конвенции о трансграничном воздействии. В таком случае, это подтверждает достаточно внимательное отношение России к мнению других стран, и желание соблюдать договоренности.

Кроме того, проведение экспертизы сохранено для проектов, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, при этом все они переданы на федеральный уровень. Большинство таких проектов связано с освоением нефтегазовых месторождений в сложных технических условиях и требует привлечения иностранных партнеров. Вполне вероятно, что таким образом государство хочет сохранить институт ГЭЭ как дополнительный механизм контроля и воздействия на такого рода деятельность на территории России.

Серьезным изменением перечня объектов ГЭЭ является и то, что теперь он стал закрытым, то есть, помимо перечисленных, никакие иные проекты не проходят ГЭЭ. Ранее в законе существовало положение, предполагающее проведение ГЭЭ в отношении любого проекта, который может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Последние изменения законодательства об экологической экспертизе затрагивают не только вопрос о том, что должно проходить ГЭЭ, но также и вопрос «как». Теперь все объекты экологической экспертизы проверяются на соответствие «…экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды»[3]. Если раньше эксперт экологической экспертизы, анализируя проектную документацию, в случае отсутствия официально утвержденных нормативов мог опираться на собственные знания, результаты научных исследований и т.п., то в соответствии с новым законодательством рассматриваются только те вопросы, которые отражены в технических регламентах. Если же технического регламента или иного официального акта по какому-либо аспекту деятельности нет, то и сказать об этой деятельности ничего нельзя. Следует заметить, что пока в стране не принято ни одного экологического технического регламента.

Кроме того, суть экологической экспертизы меняется и изменением перечня. Ранее ЭЭ была инструментом оценки деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Теперь, как следует из перечня объектов, она становится, в основном, инструментом оценки деятельности по охране окружающей среды, что лишает ее смысла и содержания. Единственным объектом экспертизы регионального уровня, который относится к "старому" пониманию экспертизы, является экспертиза обоснований для выдачи лицензий на ведение хозяйственной дейтельности.

Подводя итог можно сказать, что изменения законодательства об экологической экспертизе существенно сузили сферу применения этого механизма превентивного экологического контроля и значительно понизили его роль в обеспечении охраны окружающей среды и экологической безопасности. Никакой равноценной замены пока не предложено. Таким образом, у нас в стране наступает ситуация, когда прогнозирование экологических последствий планируемой деятельности сокращается, что почти наверняка приведет к росту числа разного рода экологических инцидентов, аварий, катастроф.

Кроме того, связанное с изменением законодательства сокращение для граждан возможности узнать о планируемой деятельности и участвовать в ее обсуждении, снижает уровень доверия в обществе, повышает риск социальных конфликтов и тем самым подрывает устойчивость предполагаемой деятельности.

 

Изменение объектов государственной экологической экспертизы в законе «Об экологической экспертизе»

Исключено в результате изменений

Полный список в соответствии с действующим законодательством

Федеральный уровень

 

 

 

1)       проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду

2)       проекты документов территориального планирования,

3)       проекты документации по планировке территорий,

4)       проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

5)       проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;

6)       проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;

7)       проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

8)       проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

9)       проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

10)    технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерациив том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов,

11)    технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте";

12)    материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;

13)    проекты международных договоров;

14)    проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;

15)    документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

16)    иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации;

 

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

 

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

 

 

Уровень субъектов РФ

 

1)       проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду

2)       проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе промышленности;

3)       проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов Российской Федерации;

4)       проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

5)       проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

6)       документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

7)       все виды градостроительной документации, в том числе:

§         схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;

§         генеральные планы городов, других поселений и их систем;

§         проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

§         генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

§         проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

§         проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

8)       технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации,

9)       документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;

10)    проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;

11)    иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации;

 

Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

 

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

 

 

 



[1] По проектной документации Градостроительным кодексом РФ предусмотрено проведение так называемой «государственной экспертизы», которая являлась градостроительной. Последние изменения предполагают, что она будут проводить анализ всех аспектов деятельности, включая возможные последствия для окружающей среды. Однако, учитывая, что эта экспертиза должна будет заменить собой целый ряд специализированных экспертиз, что сроки ее значительно сокращены (до 3 месяцев), а также то, что возложенные полномочия не подкреплены практически никакими организационными, методическими, кадровыми и финансовыми ресурсами, можно предположить, что этот анализ не будет серьезным и качественным, во всяком случае в ближайшие годы.

[2] Вовлечение общественности законодательно предусмотрено также при подготовке градостроительной документации, выделении земельных участков и принятии некоторых решений на уровне местного самоуправления.

[3] Статья 1 закона РФ «Об экологической экспертизе».

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Центр общественных экологических экспертиз
Публикации:
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
23.05.2008 - Санитарно-защитные зоны: что они защищают?
24.10.2007 - Презентация результатов общественной экологической экспертизы ЗСД в буферной зоне Юнтоловского заказника
09.06.2007 - Акция в защиту Юнтоловского заказника "МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ЖИТЬ НА ОБОЧИНЕ ЗСД!"
31.05.2007 - Обращение ЭКОМ в Европейский Банк Реконструкции и Развития по проблемам общественного контроля проекта Западного скоростного диаметра
30.05.2007 - Письмо российских эко-НПО Президенту Европейского банка
19.05.2007 - ЭКОМ - на ежегодном заседании и Деловом форуме Европейскоо Банка Реконструкции и Развития 2007 года
26.04.2007 - ЭКОМ рассказал инвесторам о ходе общественной экспертизы ЗСД в зоне Юнтоловского заказника
16.04.2007 - Спроси эксперта ЭКОМ
18.12.2006 - "Сохраним Юнтолово" приглашает на публичные слушания по проекту Западного Скоростного Диаметра
27.11.2006 - Поправки к Градостроительному кодексу уже «работают»
26.10.2006 - Информационное письмо о нарушении общественного доступа к озеру
23.08.2006 - Промышленникам все труднее фальсифицировать публичные слушания
15.08.2006 - ЭКОМ в эфире Радио Свобода. В центре внимания - градостроительная политика Смольного и права петербуржцев.
09.08.2006 - ЭКОМ открывает общественную экологическую экспертизу для общественности
08.06.2006 - Обеспечение доступа общественности к материалам ОВОС
08.06.2006 - Что такое «ОВОС» и как его читать
08.06.2006 - Решение Совета Муниципального образования о проведении общественной экологической экспертизы
24.05.2006 - Брошюра "Общественное участие в принятии экологически значимых решений". 2006
16.03.2006 - Регулирование общественной экологической экспертизы
04.03.2006 - На сайте ЭКОМ размещены малоизвестные документы по организации государственной экологической экспертизы
24.01.2006 -
24.11.2005 - СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОВОС
24.11.2005 - Что такое «ОВОС» и как его читать
10.09.2005 - Суд идет... г. Тихвин ждет решения по делу о ферросплавном заводе
04.05.2005 - Зарегистрирована ОЭЭ строительства жилого дома в г. Пушкин
26.04.2005 - Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
01.04.2005 - Регламент организации и проведения общественных экологических экспертиз
11.01.2005 - О распределении полномочий между территориальными органами по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по отдельным направлениям надзора (контроля) и территориям субъектов Российской Федерации
09.09.2004 - Об организации и проведении государственной экологической экспертизы территориальными органами Росприроднадзора
Персоналии:
Афиногенов Дмитрий Владимирович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.