Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Общественная экологическая экспертиза : Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений. 2001
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений. 2001

Учебное пособие

Самотесов Е.Д., Тощева Г.П., Рыбальский Н.Г., Галкин Ю.Ю. Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений / Под ред. Н.Г. Рыбальского и Ю.Ю. Галкина. – М.: РЭФИА, 2001. – 266 с.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................... 8

Глава I.  ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ.................................................................................................................. 11

1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................. 11

1.1.1. Социально-экологические аспекты экономического развития.......................................................... 11

1.1.2. Экологический риск и отображение экологических проблем............................................................ 16

1.1.3. Предпосылки к общественному участию.................................................................................................. 20

1.1.4. Выгоды и риски от проведения общественного участия.................................................................... 21

1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ          22

1.2.1. Законодательная и нормативно-правовая база экологических требований в государственной экспертизе.......................................................................................................................................................................................... 25

1.2.2. Обеспечение «права знать» в системе общественного участия....................................................... 27

1.2.3. Правовое обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений 32

1.2.4. Ответственность и обеспечение доступа к правосудию.................................................................... 37

1.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ.................................. 40

1.3.1. Обеспечение доступа к экологической информации в рамках процедуры общественного участия           41

1.3.2. Информационные ресурсы природно-ресурсного комплекса.............................................................. 42

Глава II.  ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ... 73

2.1. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ................................................................................... 75

2.1.1. Основные принципы проведения ОВОС...................................................................................................... 76

2.1.2. Применение ОВОС............................................................................................................................................ 76

2.1.3. Участники и исполнители ОВОС................................................................................................................. 78

2.1.4. Функции участников процесса ОВОС......................................................................................................... 78

2.1.5. Функции исполнителей ОВОС....................................................................................................................... 79

2.1.6. Заявление о воздействии на окружающую среду................................................................................... 81

2.1.7. ОВОС и общественные слушания................................................................................................................ 88

2.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ....................................... 98

2.2.1. Государственная экологическая экспертиза........................................................................................... 98

2.2.2. Участие общественности в экспертизе проектов.............................................................................. 108

2.2.3. Общественная экологическая экспертиза.............................................................................................. 108

Глава III.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ................................................................................................................ 112

3.1. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ............... 113

3.1.1. Отношения со средствами массовой информации.............................................................................. 114

3.1.2. Организация специальных событий......................................................................................................... 122

3.1.5 Восстановление доверия к организации в глазах общественности................................................ 129

3.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ........................................................................................... 133

3.2.1. Цель, задачи и принципы социально-экологического мониторинга............................................... 133

3.2.2. Организация социально-экологического мониторинга...................................................................... 135

3.2.3. Направления работы социологов............................................................................................................. 137

3.3. Консультации в процессе общественного участия.............................................................................. 139

3.3.1. Особенности процедуры проведения консультаций........................................................................... 140

3.3.2. Формы и методы информационного взаимодействия в рамках консультационного процесса 152

3.3.3. Способы вовлечения общественности в процесс принятия решений............................................ 157

3.3.4. Анализ преимуществ и недостатков различных форм и методов общественного участия... 161

Глава IV.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ....................................................................................... 172

4.1. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ.................... 172

4.1.1. Общие подходы к организации процедуры общественного участия............................................. 172

4.1.2. Порядок организации процедуры общественного участия.............................................................. 174

4.1.3. Разработка плана общественного участия.......................................................................................... 175

4.1.4. Содержание процедуры общественного участия............................................................................... 178

4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................. 182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................................................................... 201

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................ 203

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................................................................... 212

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ............................................................................................................................. 213

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ............................ 216

 

 

ОТ АВТОРОВ

Истощение природных ресурсов и ухудшение состояния природной среды – неизбежные спутники экономического роста. Последнее десятилетие XX века убедительно показало, что это положение не являются универсальным и вечным, оно нуждается в серьезном переосмыслении. Современный этап мирового развития характеризуется озабоченностью и осознанием необходимости изменения двух взаимосвязанных важнейших, на наш взгляд, систем, во многом определяющих развитие человечества: а) системы ценностей и целей развития; и б) системы принятия решений.

Необходимость изменения первой системы нашла свое отражение в основных идеях Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (UNCED-92), развивших положения Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию о необходимости новых подходов к проблемам окружающей среды и развития. Эти идеи подтолкнули новый международный процесс изменений в системе принятия решений в области взаимодействия человека со средой обитания. Их суть заключается главным образом в понимании необходимости проведения всесторонней оценки возможных последствий для человека и среды обитания различных вариантов достижения намечаемой цели. При этом следует учитывать, что: а) оценка последствий должна проводиться до принятия решения о начале деятельности; и б) в процессе принятия решений с самого его начала должны участвовать не только профессионалы и люди, принимающие решения, но и общественность – то есть те, на кого могут повлиять последствия принимаемых решений.

Ряд основных принципов этой системы (многовариантность решений, оценка последствий этих решений и др.) в той или иной степени уже присутствуют в отечественной законодательной и нормативной системе. И если участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений ранее не относилась к традициям нашей страны, то в последние годы начинает занимать все более заметное место. В России до последнего времени с одной стороны лишь немногие граждане имели хоть какой-нибудь опыт влияния на политические решения или на конкретный проект, с другой – лица принимающие решения не всегда осознавали эффективность участия общественности в процессе выработки конкретных решений. В итоге, в настоящее время часть населения не достаточно понимает то, как они могут повлиять на принятие решений. А лица принимающие решения не знают, как организовать процедуру общественного участия без дополнительной для себя «головной боли» и стремятся ее обойти. В конечном счете, все это оборачивается и для одних, и для других значительными социально-экологическими, политическими и экономическими издержками. Примеров тому достаточно.

В материалах Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), посвященных участию общественности в процессе принятия экологически значимых решений, отмечается, что главная здесь проблема – отсутствие методов достижения согласия между инициаторами деятельности, природоохранными органами и общественностью, механизма информационной поддержки разработанных с участием общественности мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на социально-экологическую обстановку.

Сегодня Россия следует принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики. Частью этих принципов является требование общественного участия, которое включено в процесс подготовки решений по инвестиционным проектам. Поэтому, несомненно, общественность будет играть гораздо более существенную роль в российской системе принятия экологически значимых решений. Это стало еще более очевидным после принятия в Орхусе Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. России рано или поздно придется включиться в мировой процесс общественного участия при принятии решений. Однако, это может произойти только после того, когда для всех участников потенциального социально-экологического конфликта станут ясными и понятными основные формы и методы конструктивного диалога и их результативность, обоюдные социально-экологические и экономические выгоды от общественного участия для всех участников процесса.

Учитывая крайне малое число публикаций на эту тему на русском языке и не всегда ясное, зачастую одностороннее представление сути вопроса мы сочли целесообразным уделить внимание изложению основных принципов, форм и методов данного, едва ли не наиболее перспективного механизма в системе принятия экологически значимых решений.

Учебное пособие «Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений», целью которого является необходимость лучше понять процесс общественного участия, а так же ответить на отдельные вопросы в этой области, поставленные международными организациями, работающими с инвесторами проектов в частном секторе и предусмотренные российским законодательством. Эта инициатива предназначена для практической помощи инвесторам, заказчикам и исполнителям строительных проектов, государственным органам и широким кругам общественности, законодателям и другим лицам «принимающим решения» в государственном и частном секторах.

Если человек – бизнесмен ли, финансист, строитель, общественный деятель или просто житель города – работает и живет со всеми в согласии и ему безразлично вся и вся, ему эта книга не нужна, как не нужна еда тому, кто сыт. Но если человек живет с мыслью о комфорте места обитания, собственном благополучии и здоровье, если ему для достижения своих целей приходится преодолевать несогласие или чье то сопротивление, то все, что мы собираемся поведать внимательному читателю, будет не только полезным, но и пригодится в повседневной жизни полной стрессов и конфликтов.

Содержание предлагаемого пособия не только и ни сколько описание процесса общественного участия и правил взаимодействия его участников, это возможность самоанализа, возможность понять себя и окружающих, оценить свои возможности. Наконец осмыслить и почувствовать – готов ли ты к диалогу в условиях, когда тебя все не устраивает и ты ни с чем не согласен.

Что такое общество? Это мы все – родители, бизнесмены, домохозяйки, наши дети и т.д. В целом мы и есть та общественность, о которой и пойдет речь далее. Когда мы в офисе, на рабочем месте у нас определенные интересы, но после окончания рабочего дня все мы становимся жителями своего города, района, наконец, конкретного своего дома уже совсем с другими интересами. Вам не кажется, дорогой читатель, что происходит раздвоение личности? Это заложено в самой сути человека. Не быть не раздвоенными в чувствах людям не дано. Это нормальное их состояние: когда они клянутся – лукавить, обманывать, переступать; когда они любят – увлекаться другими, изменять, млеть от истомы «чужих» наслаждений; когда они отваживаются – тянуться к бессилию и обвиваться лазейками. Двойной стандарт прирожденной морали услаждает человека приятно покалывающим пощипыванием. Он заключает в себе всю палитру градаций цветовых измерений души и переливов ее света. Такой двуплановой морали нужно побаиваться, знать и упреждать ее. С ней следует сжиться, она неизбежна. Но в сообществе мы сталкиваемся еще и с нормативной кодексовой моралью. Вот ее-то, так называемая амфиболичность будет пострашней. И не дай Бог испытать на себе или попытаться кому-то противостоять, если такое идет «рукотворно» от нас, когда обе морали – случись так – переплетутся воедино. Так называемая амбивалентная нравственность не просто «раздваивает» человека, она убивает в нем основу всей последующей «человечности» подобно тому, как разорванная купюра дает лишь видимость двух бумажек, а на самом деле уничтожается ее возможность быть покупательным средством.

Так вот, когда мы с вами просто жители конкретного дома, не дай Бог, чтобы рядом началось какое-либо строительство. В нас сразу просыпается чувство риска, еще не понятной, не осознанной тревоги. И мы, общественность, восстаем против не желательного для нас в этом случае беспокойства. Вот они ростки социального конфликта, раздвоения личности, двуплановой морали.

Мы даем себе отчет в том, что говорим мы, слышат же – другие. И если «понимание» еще как-то поддается учету корректирующего воздействия, то такое явление, как «шлейф подтекста», вряд ли контролируемо. Любая мысль, высказанная или написанная, имеет кроме смысла, выраженного говорящим, еще и подтекст, то есть смысл, воспринятый внемлющим. И хотя подтекст очень часто выручает нас в осторожном «забрасывании» в другого человека своих прикрытых желаний, нам ох как следует опасаться подтекстового «прочтения» наших совершенно безподтекстовых высказываний как зажигая огонь, следует помнить не только о силе огня, но и о мощи жара – причине, как известно, пожара.

Вот и авторы этой книги хотели бы рассчитывать на правильное восприятие нашего стремления в создании некоего «посредника» в форме предлагаемого пособия для всех участников процесса общественного участия, целью которого является достижение реального согласия при осуществлении конкретного проекта, но без ущербности для какой либо из сторон. Нами умышленно выбрана такая форма. Анализ имеющейся литературы по общественному участию показал односторонность подходов к описанию методов и форм решения возникающих социально-экологических конфликтов. Все авторы проанализированных работ становятся на сторону одного из участников конфликта и пытаются дать рекомендации как им лучше вести себя в той или иной ситуации, но, как нам видится, это только усугубляет конфронтацию и не ведет к конструктивному диалогу. Истина всегда лежит посередине. Процедура общественного участия напоминает определения первичности в извечной проблеме «курица и яйцо». Главное, чтобы в поиске истины не порождать другие проблемы, более сложные и более ущербные для всех участников процесса принятия решений.

Мы рассчитываем, что предлагаемое учебное пособие позволит заказчикам, проектировщикам и субподрядчикам, с одной стороны, и широким кругам общественности – с другой, имея экземпляр книги правильно разработать и более тщательно спланировать работы по осуществлению процедуры общественного участия в принятии экологически значимых решений.

Надеемся, что наши читатели поймут нас правильно и данное учебное пособие сыграет свою роль, поможет добиться конструктивной интеграции общественного мнения в процесс принятия решений.

 

ВВЕДЕНИЕ

Главными факторами, определяющими настроение населения по отношению к конкретным объектам производства, несомненно, являются экономические и экологические. Все другие компоненты можно считать заключенными между этими двумя величинами. К числу данных главных факторов в первую очередь следует отнести представление населения о влиянии объектов на промышленное и сельскохозяйственное производство:

  • рост благополучия населения;
  • создание новых рабочих мест и решение проблем занятости;
  • общую экологическую обстановку в регионе и месте проживания;
  • продолжительность жизни;
  • развитие социальной инфраструктуры (жилье, школы и т.д.);
  • демографическую ситуацию;
  • состояние здоровья населения;
  • развитие туризма;
  • сохранение привычных форм активного отдыха и рекреаций.

Не меньшее значение в конкретных случаях может иметь и сохранность различных региональных природных символов.

Итоги социологических исследований последних лет показывают, что в самых широких слоях населения усиливаются настроения недовольства ухудшающейся экологической обстановкой. В ряде регионов, прежде всего в наиболее экологически неблагополучных, они уже стали одним из основных факторов роста социальной напряженности, практически во всех регионах состояние окружающей среды является одной из основных по значимости причин обеспокоенности населения. В последнее время в рамках этой обеспокоенности увеличивается доля экологических факторов, связанных с промышленным производством. Недостаточная социальная ориентированность экологической политики и деятельности ведомств и властных структур, промышленных организаций всех форм собственности, недооценка интересов человека, роли и значения общественного мнения привели к тому, что влияние экологической обстановки на социальное поведение и ориентации основных социально-демографических групп населения осуществляется почти исключительно в сторону возрастания социально-экологической напряженности. При этом в России все активнее в повестку дня выдвигаются проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на территориях городских агломераций. Они вплотную связаны с правовым регулированием взаимоотношений человека и природы, определением системы правил и законов, способствующих сохранению природы, оздоровлению окружающей человека среды в городе.

Природоохранительное законодательство направлено на обеспечение: приоритета охраны жизни и здоровья человека; благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, реально гарантирующих права человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.

Отсюда, изучение механизмов формирования общественного мнения по проблемам экологии, объективная оценка его текущего состояния, научно-обоснованное и социально ответственное управление им превращаются в исключительно актуальную задачу большого общегосударственного значения.

Формирование общественного мнения по экологическим проблемам происходит под влиянием значительного числа объективных и субъективных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать, что современный уровень развития экономики обусловил прямое воздействие на повседневную жизнь, занятость и здоровье населения многих крупных и малых городов, микрорайонов, непосредственно определяющих социально-экологическую комфортность проживания населения. Население этих территорий часто может испытывать на себе непосредственное воздействие физико-химических факторов, сопровождающих их функционирование, а именно: акустических полей; задымления; органолептически воспринимаемых изменений состава воздуха и воды; загрязнение, захламление и деградацию почвы; ионизирующих излучений и т.п. Нередко в массовом сознании возникают и ложные связи между местом проживания, строительной и иной деятельностью в зонах застройки и ростом смертности, заболеваний иммунной системы и т.п.

В настоящее время активной формой выражения общественного мнения по экологическим проблемам является наличие у населения устойчивых распространенных негативных оценок, относящихся, как правило, именно к конкретным объектам или видам деятельности.

Социальные чувства населения, связанные с общей неблагополучной экологической ситуацией в стране и отдельными чрезвычайными ситуациями могут повлечь за собой конкретные, не всегда взвешенные или даже откровенно конъюнктурные действия различных общественных объединений, органов муниципального самоуправления, региональных органов власти, органов законодательной власти всех уровней. Эти действия могут быть классифицированы как социальный конфликт, который в состоянии существенно обострить социально-политическую обстановку на территории размещения объекта. Поэтому изучение общественного мнения является необходимым условием снятия социально-экологической напряженности на территориях конфликта.

Основным объективным методом определения состояния общественного мнения является социологическое исследование. В российской практике имеется определенный опыт проведения социально-экологических исследований среди населения. Однако такие исследования носят разовый и локальный характер.

Базируясь на мировом опыте, и, прежде всего исследованиях Всемирного банка, Института мировых ресурсов (Вашингтон), ряда экологических научно-исследовательских структур Канады, Нидерландов, Германии, Норвегии, Финляндии, в данной работе предлагаются формы и методы, конкретный инструментарий по изучению общественного мнения населения.

Методика проведения социально-экологического мониторинга среди населения на территориях новой проектируемой деятельности позволит заказчикам, проектировщикам и субподрядчикам на основе его результатов с большей эффективностью подходить к выбору места размещения объекта, снизить степень экологического риска и выработать план коммуникации (взаимодействия) заинтересованных лиц, вовлекаемых в процесс подготовки и принятия решений.

Учебное пособие разработано на основе существующего опыта и практики разрешения возникающих конфликтов при осуществлении различного рода проектов. Оно предназначено для использования потенциальными инвесторами, заказчиками, политическими деятелями и общественностью при осуществлении процедуры общественного участия в различных проектах.

В пособии, общественное участие, с юридической точки зрения определено гораздо шире, как создание возможности для отдельных граждан, государственных и частных организаций выражать свое мнение по общеполитическим вопросам и по конкретным проектным решениям, а также обсуждать их с представителями властей, включая возможность их опротестовывать. В западных странах общественное участие начинается с простого информирования общественности о решении властей; затем необходимо выслушать общественное мнение и поступить, сообразуясь с ним; и, наконец, организуется активное вовлечение общественности в процесс принятия экологического или экономического решения.

Более узкое определение, не используемое здесь, ограничивает общественное участие и юридические права всех заинтересованных сторон участвовать в принятии решения. Однако, в данном пособии, понятие общественного участия адаптировано к российским условиям на основании имеющегося у авторов опыта и знаний в этой сфере. Естественно, что при подготовке данного пособия авторами широко использовался опыт, накопленный в Западной Европе и Северной Америке, но как известно, для России с ее культурными и институциональными традициями в силу российского менталитета не обязательно и не всегда желательно идти тем же путем, что и США, Канада, Германия и Нидерланды. Авторы стремились дать достаточно широкий спектр методических и справочных материалов, которые будут полезны и понятны заказчикам, исполнителям проекта в разнообразных ситуациях и условиях жилищного строительства, с которыми они вынуждены сталкиваться в последние годы практически повседневно.

Зарубежные и отечественные инвесторы, участвующие в финансировании проектов на территории Российской Федерации, не случайно желают знать каковы российские федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые требования по этим вопросам, как они применяются на практике и как надо составить и осуществить план общественного участия именно в российских условиях.

В данном пособии рассмотрен целый ряд альтернативных методов, дана методология, разработанная авторами исходя из российской действительности с учетом менталитета населения.

Поэтому эти вопросы рассматриваются авторами естественно через призму общественных связей («паблик рилейшнз») заказчиков и исполнителей.

И, наконец, общественность, и неправительственные организации (НПО), которые хотели бы больше узнать об общественном участии, так же найдут в этом пособии полезные моменты для себя. Оно поможет им определить правильный путь и понять, как наиболее эффективно они могли бы внести свой вклад в процветание России, но не на словах, а на деле, не занимая, как нередко бывает, экологическую безальтернативную позицию.

Эти факторы могут создать условия для общественного участия, содействовать демократизации процесса принятия решений и каждый из нас сможет извлечь пользу из диалога, ведущегося по отдельным проектам.

Хорошо организованное общественное участие будет выгодно по следующим причинам:

  • отсутствие конфликтов – понимание точки зрения общественности даст возможность изменить проект или смягчить возможное негативное воздействие, которые в противном случае могут остановить проект или снизить его доходность в будущем;
  • повышение доходности проектов – заранее и хорошо спланированные консультации помогут достичь консенсуса по проекту и избежать дорогостоящих задержек на различных стадиях согласования проекта;
  • улучшение отношения инвестора к проекту – проведение таких процедур улучшит отношение инвесторов к проекту и позволит финансовым организациям, обеспечить финансирование. Общественное участие может привести к выбору решения, которое участники не смогли бы принять по отдельности и т.д.

И вообще говоря, чем раньше общественность вовлекается в процесс принятия решения, тем более эффективным будет консультирование (если сомневаетесь – уже хорошо, значит можно надеяться, что пособие будет Вами, если не прочитано, то хотя бы бегло просмотрено и, как говорится у нас, не будет отложено «под сукно» до лучших времен).

Так чем же может быть полезно предлагаемое учебное пособие по общественному участию конкретным его участникам и кто они?

А. Инвесторы (государственные и частные)

Инвесторам, предлагающим проекты, которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на людей и окружающую среду, необходимо знать: каковы законодательные и нормативно-правовые требования по этим вопросам, как они применяются на практике и как надо составить и осуществить план общественного участия. В данном руководстве представлен целый ряд альтернативных методов. А частным инвесторам и властям предстоит решать, какой из них наилучшим образом подходит для применения в конкретной ситуации.

Б. Политические деятели

Политикам, которые выполняют сразу несколько задач, как-то: выдача разрешений на планирование, а так же информирование общественности, необходимо самим владеть информацией о том, как создается эффективное участие и какие инструменты могут быть для этого использованы. Эти факторы могут создать условия для общественного участия, содействовать демократизации процесса принятия решений и извлечь пользу из диалога, ведущегося по отдельным проектам.

В. Общественность

Научные круги и неправительственные организации (НПO), которые хотели бы больше узнать об общественном участии, так же найдут это издание полезным для себя. Оно поможет им определить правильный путь и понять, как наиболее эффективно они могли бы внести свой вклад в общественное участие.

Книга отвечает на следующие ключевые вопросы, связанные с общественными консультациями:

  • В чем выгода общественного участия?
  • Кто может быть вовлечен в общественное участие?
  • Как это делается?
  • Как оценить адекватность общественного участия?

У многих читателей может сложиться превратное впечатление, что, дескать, вся процедура общественного участия направлена в основном на защиту прав населения, а со стороны инициаторов проектов (что тоже в принципе направлено на благо населения) – одни обязанности. Не надо забывать, что истинным источником и обладателем власти на деле является народ, который на договорных условиях поручает ее осуществление носителям власти и, естественно, он в праве участвовать в принятии жизненно важных решений, а также контролировать их исполнение.

 

Скачать учебное пособие "Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений" (PDF, 3,64 Mb)

Е.Д. Самотесов, Г.П. Тощева, Н.Г. Рыбальский, Ю.Ю. Галкин

Оригинал публикации: "Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений"

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.