Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Индикаторы общественного участия : Индикатор развития общественного участия был представлен на заседании рабочей группы Секретариата Орхусской Конвенции по электронным средствам информации

- 09.11.2005

Индикатор развития общественного участия был представлен на заседании рабочей группы Секретариата Орхусской Конвенции по электронным средствам информации

7-8 ноября в Женеве состоялось заседание рабочей группы Секретариата Орхусской Конвенции по электронным средствам информации (Task Force on Electronic Information Tools - EIT). Одним из основных пунктов повестки было обсуждение примеров прогресса в сфере обеспечения доступа к информации посредством Интернет. Несмотря на то, что Россия не является стороной Конвенции, российский опыт был представлен сразу несколькими проектами. Один из них, о котором говорил Александр Федоров (РЭФИА), является, возможно, самым удачным прототипом национального «информационного узла», создание которых является одним из обязательств сторон Конвенции. РЭФИА разработало систему представления информации различных региональных ведомств, которая позволяет замкнуть их в единый информационный ресурс. При этом сама система остается вневедомственной, что позволяет преодолевать межведомственную разобщенность и включать на равных также и ресурсы неправительственных организаций.

Правовой основой для функционирования «информационного узла» является Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. # 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Согласно данному постановлению, федеральные органы обязаны публиковать, в том числе, имеющиеся в их распоряжении «сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли, входящей в сферу ведения федерального органа исполнительной власти, и динамику ее развития». В случае природоохранного ведомства, функции которого в России выполняет Министерство природных ресурсов, это, конечно, государственные доклады о состоянии окружающей среды. И действительно, некоторые тексты докладов регионального уровня (Северо-Западного региона) можно найти на одном из завязанных в «узел» ресурсов.

Серфинг по ссылкам, который продемонстрировал представитель РЭФИА, впечатлил экспертов рабочей группы. Однако знают ли граждане России, что информация о состоянии окружающей среды тех регионов, где они живут, находится на расстоянии одного-двух «кликов» от них? Скорее всего, нет. К сожалению, как свидетельствует статистика Яндекса, словосочетание «государственный доклад о состоянии окружающей среды» практически исчезло из списка поисковых запросов. «Утрата интереса, о чем можно судить по отсутствию поисковых запросов, свидетельствует, что данная область экологической политики стагнирует, – считает Александр Карпов, директор Центра ЭКОМ, – Специалисты «встали в круг», занялись интересными техническими проблемами и забыли объяснить людям, чем же они таким замечательным занимаются.»

ЭКОМ представил на этой встрече свой подход к оценке прогресса в сфере общественного участия. «Не отрицая важности экспертных мнений, на которых построены многие индикаторы развития гражданского общества и участия, мы считаем, что самая надежная оценка – это проявления реальной заинтересованности граждан. О реальности интереса можно судить по готовности людей тратить собственные деньги и время, пусть даже небольшие, как при поиске дополнительной информации в Интернет.» – объяснил позицию ЭКОМ А.Карпов. С июля 2004 ЭКОМ ведет мониторинг поисковых запросов на портале Яндекс по трем десяткам слов, которые обозначают распространенные в России процедуры участия, такие как «общественные слушания», «общественная экологическая экспертиза» и пр.

Если посмотреть на российскую ситуацию с точки зрения «спроса», то она не выглядит настолько оптимистической, как при обсуждении технологических достижений. После естественного летнего затишья индекс развития участия не показал ожидаемого роста. По мнению специалистов ЭКОМ это связано с тем, что внимание общества оказалось захвачено процессом формирования Общественной палаты. К сожалению, дебаты по поводу палаты сводятся к банальному «кого назначат», а не к тому, какие процедуры гражданской экспертизы, раскрытия информации должны лежать в основе ее работы. Соответственно, пропорционального увеличения интереса к другим аспектам и возможностям участия не наблюдается. 

Впрочем, степень заинтересованности общества в предоставляемой государственными органами экологической информации остается под вопросом и в странах Европейского Союза. Представляя проект открытого электронного регистра разрешений на природопользование, сотрудник Экологического Агентства (EPA) Великобритании Крис Джарвис сказал, что он «не ожидает шквала запросов, с которым агентство не сможет справиться, однако наихудшим вариантом было бы отсутствие запросов вообще». Он признал, что проблема низкой готовности публики тратить свое время на работу с техническими документами хорошо знакома английским органам охраны окружающей среды – тут какой-то российской специфики не прослеживается.

Однако разница между ситуацией в Англии и в России все же есть. Бюджет британского агентства позволяет ему инвестировать значительные суммы в подобные проекты без немедленной отдачи. В России сопоставимых финансовых средств в экологической сфере нет, поэтому эффективность каждого вложения должна быть гораздо выше. В этом отношении Индикатор развития участия дает российским специалистам уникальное преимущество – возможность быстро оценить интерес целевых аудиторий и скорректировать свои приоритеты и действия в отношении привлечения общественности.

 

ЭКОМ выражает благодарность Европейскому Эко-форуму за возможность представить доклад об индикаторе развития участия в качестве сообщения от делегации неправительственных организаций. 

 

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Мониторинг развития общественного участия в России
Публикации:
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
10.01.2008 - Принятие экологически значимых решений и российская общественность — позиции участников процесса (по материалам интервью)
01.05.2007 - Годовой отчет Центра ЭКОМ за 2006 год
04.01.2007 - Курилка жив
22.08.2006 - Сайты инициативных групп против незаконных градостроительных решений
06.05.2006 - В апреле россияне были увлечены Общественной палатой
21.12.2005 - Презентация Индикатора развития участия в Великобритании
20.11.2005 - Тезаурус Индекса развития общественного участия в России
20.11.2005 - Индекс развития общественного участия (ИРУ). Обоснование методологии.
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.