Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Гражданские конференции : Гражданские жюри - основные принципы
Гражданские жюри - основные принципы

Технология вовлечения граждан в принятие общенациональных решений под названием «гражданское жюри» была предложена некоммерческой американской организацией Джефферсон Центр в 1974 году. Позднее были разработаны близкие по содержанию технологии «гражданских конференций» или «конференций по достижению консенсуса» (Дания).

Гражданские конференции являются наилучшим инструментом для лиц, принимающих решения, чтобы услышать продуманное мнение граждан. Большое преимущество Гражданского жюри (или конференции) в том, что они позволяют услышать непосредственно голос граждан, не искаженный интерпретациями экспертов и политиков. Гражданские жюри позволяют получить мнения группы граждан, которые с одной стороны информированы, а с другой – репрезентативно представляют население в целом.

Почему необходимы такие процедуры? Демократия базируется на идее, что официальные выборные лица и государственные организации заботятся о воле и желании населения. Наше правительство существует, чтобы служить нашим интересам. Однако политикам бывает довольно трудно точно понять, что люди хотели бы предпринять по тому или иному вопросу. Политики могут услышать об этом от лоббистов и активистов, но редко от самих граждан, от широких слоев населения. Общественный опрос может дать только представление о том, как люди реагируют на вопрос, заданный по телефону. Реальная «воля народа» может сильно отличаться от данных опросов.

Гражданские жюри и конференции построены так, чтобы лица, принимающие решение, смогли услышать прямую речь людей. Эти организационные технологии обеспечивают несравнимую возможность для граждан совместно изучить вопрос, обсудить и найти общее решение. Официальные лица, если они присутствуют на процессе или заслушивают рекомендации гражданского жюри, получают возможность точно понять, чего хочет информированная публика и почему. Эта информация является неоценимым ресурсом для выбора политических мер государственными чиновниками на местном, государственном и международном уровне. Вовлечение граждан в публичный хорошо организованный и структурированный диалог увеличивает шансы на общественную поддержку принимаемого решения.

Что такое гражданское жюри? Гражданское жюри представляет собой группу случайно отобранных граждан, репрезентативную по основным демографическим параметрам, которые собираются на 4-5 дней для тщательного изучения материалов по общественно значимой проблеме. Жюри обычно состоит из 18 человек. На время участия в слушаниях они получают небольшую стипендию. Члены жюри заслушивают экспертов, которые выступают в качестве свидетелей (дают показания), получают всю необходимую информацию по обсуждаемому вопросу, вместе обсуждают и формулируют решение. После полудня последнего дня члены жюри оглашают результаты перед общественностью (в формате пресс-конференции). Первоначальный отчет публикуют сразу же, как в независимой прессе, так и в официальных источниках.

На Гражданские конференции обычно приглашается большее количество участников (до 70 человек), но они затрачивают меньше времени на обсуждение (один день) и, как правило, голосуют по заранее определенному списку вопросов (члены гражданского жюри могут сами переформулировать вопросы; голосование не является основным способом принятия решений). Несмотря на большое количество участников, принцип глубокого обсуждения сохраняется. Для этого организуют дискуссии в малых группах, которые направляются специально подготовленными модераторами.

Начиная с 1974 года, Джефферсон Центр провел 30 обсуждений на местном, региональном и национальном уровнях. Жюри рассматривали вопросы национальной реформы здравоохранения, приоритетов бюджетной политики, охраны окружающей среды, потребностей школьного округа и пр. Значительное число подобных процессов проведено другими организациями в Великобритании, Германии, Австрии, Испании, Дании и других странах.

Особенности Гражданских жюри:

-         Отбор участников по репрезентативной выборке. Члены жюри выбираются случайно (из числа заявивших о своем желании участвовать) с использованием научно-обоснованных социологических методов.

-         Представительность. Особое внимание уделяется тому, чтобы члены жюри представляли различные слои общества и группы населения.

-         Информированность. Свидетели (эксперты) обеспечивают членов жюри информацией. Информация, документы предоставляются как заранее, так и в ходе самого процесса. Свидетели представляют различные (противоположные) взгляды, мнения и оценки последствий тех или иных решений по обсуждаемой проблеме. Члены жюри ведут активный диалог с экспертами, стремясь прояснить все аспекты проблемы.

-         Непредвзятость. Показания свидетелей тщательно балансируют, чтобы избежать доминирования одной точки зрения и обеспечить справедливое освещение интересов всех сторон при вынесении решения.

-         Обдуманность. Члены жюри обдумывают решение со всех сторон, на что им дается достаточное количество времени, чтобы рассмотреть каждое мнение.

Ключевые (и необходимые) компоненты процесса Гражданского жюри

 

Консультативный совет

Консультативный совет состоит из авторитетных людей, хорошо разбирающихся в обсуждаемой теме и представляющих разные позиции по отношению к проблеме. Они дают рекомендации относительно содержания, повестки и приглашения свидетелей. Консультативный совет также помогает штатным сотрудникам избегать тенденциозности в планировании и подготовке процесса.

 

Телефонный опрос

Тщательно спланированный телефонный опрос охватывает случайную выборку граждан из заданного сообщества (города, школьного района, графства, штата, государства). Все респонденты, кто согласился получить дополнительную информацию, вносятся в базу потенциальных членов жюри. Опрос также может быть использован для выявления существующего общественного мнения (различных позиций, установок) и установления социально-демографических параметров, если это необходимо.

 

Отбор членов жюри

Члены жюри тщательно отбираются так, чтобы они представляли собой срез местного (или национального) сообщества как в социально-демографическом плане, так и в отношении позиций по рассматриваемой проблеме.

 

Поручение (Charge)

Поручение – это проблема, которая поставлена перед жюри. Обычно оно формулируется в виде вопроса или серии вопросов, на которые жюри должно дать ответы в процессе обсуждения.

 

Отбор свидетелей

Специалисты, обладающие значительными познаниями в предмете, выступают в качестве свидетелей. Они предоставляют как базовую, так и детальную информацию по различным аспектам проблемы. Отбор свидетелей происходит таким образом, чтобы они представляли широкий круг позиций и мнений по обсуждаемой проблеме.

 

Слушания

На протяжении нескольких дней профессионально модерируемых слушаний свидетели-эксперты представляют ключевые тезисы своих позиций, отвечают на вопросы и ведут открытый диалог по проблеме с членами жюри. Члены жури, в свою очередь,  обсуждают проблему между собой и отвечают на вопросы, сформулированные в поручении.

 

Рекомендации

После окончательного обсуждения жюри представляет результаты своего исследования и рекомендации на открытом собрании. Рекомендации формулируются и публикуются в терминах и форме, которые были выбраны самими членами жюри.

 

Оценка

После окончания процесса членов жюри просят заполнить специальную анкету оценки. Это позволяет подтвердить, что процесс обсуждения не был тенденциозным, а члены жюри не подвергались давлению. Оценка является необходимым элементом процесса, если мы хотим, чтобы население и лица, принимающие решения, доверяли рекомендациям жюри и относились к ним с должным уважением. Результатаы оценки публикуются в составе окончательного отчета.

 

Процесс планирования гражданского жюри обычно занимает 3-4 месяца.

 

(оригинал статьи см. на сайте http://www.jefferson-center.org/)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.