Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Гражданские конференции : Решение гражданских слушаний "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"
Решение гражданских слушаний "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"

Мы, участники гражданских слушаний «Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы», состоявшихся 5-7 декабря 2008 в Муниципальном округе Гражданка в Санкт-Петербурге,

-         определив основные проблемы, обсуждаемые на слушаниях,

-         заслушав доклады экспертов и пояснения наблюдателей по теме слушаний,

-         задав экспертам вопросы и получив ответы и разъяснения,

-         обсудив представленные концепции и аргументы по каждому способу управления домом,

при этом

-         исходя из того, что Российская Федерация – социальное государство (ст. 7 Конституции РФ), для которого приоритетны социальные ценности и соблюдение прав граждан, в т.ч. обеспечение права граждан на жильё,

-         основываясь на Жилищном Кодексе РФ, действующем законодательстве и существующей правоприменительной практике,

-         учитывая, что в нашей стране из-за сурового и холодного климата право на жилье есть одно из главных выражений права на жизнь,

-         учитывая, что система ЖКХ формировалась как целостная большая техническая система, определявшая жизнеспособность страны,

а также

-         обобщив опыт хозяйствования ТСЖ, ЖСК в РФ и учитывая опыт Германии,

-         учитывая то, что в России в настоящее время «решаются задачи перехода к экономике нового типа» (послание Президента Федеральному Собранию 5.11.2008),

-         исходя из преобладания на территории МО Гражданка домов первых массовых серий (38% построено в 1963-64 гг и 60% - 1970х годах) с высоким средним износом (42% в среднем по округу);

учитывая при этом сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, а именно:

-         высокую долю (около 30% в среднем по округу Гражданка) неприватизированного жилья,

-         экономическую неэффективность обслуживания домов первых массовых серий,

-         технические особенности коммуникаций домов,

-         различный уровень платежеспособности населения МО Гражданка,

пришли к следующему заключению по основному вопросу слушаний и следующим рекомендациям:

 

Мы считаем, что единого оптимального способа управления жильем, приемлемого для любого дома на территории Гражданки, не существует.

 

Мы рекомендуем собственникам выбирать способ управления, исходя из следующих факторов:

-         доли приватизированных квартир в доме;

-         общей площади жилых и нежилых помещений дома;

-         состояния жилого фонда (этажность, износ, проект, год постройки дома, особенности проекта сетей),

-         а также  следующих перечисленных ниже преимуществ и недостатков каждого способа управления. 

 

Управляющая компания с преобладанием государственного капитала («Жилкомсервисы»)

Положительные моменты:

-         наличие подготовленных специалистов, имеющих технический опыт;

-         наличие материальной базы;

-         наличие большого консолидированного бюджета, собранного для обслуживания десятков и сотен домов;

-         знание регламентирующих документов и специфики обслуживаемого жилого фонда;

-         проработанные локальные нормативные акты, техническая документация, инструкции;

-         контроль за хозяйственной деятельностью организации осуществляют соответствующие городские службы, администрация;

-         отсутствие солидарной ответственности собственников помещений в случае неплатежей части жителей дома;

-         жильцы не конфликтуют друг с другом по поводу платежей;

-         финансовые риски собственников ниже, чем при других способах управления и, как следствие – более высокая социальная защищенность;

-         расходы на содержание административного аппарата компании распределяются на большое число обслуживаемых домов;

-         сложившийся ранее опыт жителей в отношениях с управляющей компанией;

-         экономия личного времени.

Отрицательные моменты:

-         удаленность компании от конкретного потребителя;

-         бюрократический принцип производственных отношений (независимость оплаты от конечного результата);

-         разноуровневая квалификация исполнителей и, как следствие, затруднения в получении услуг надлежащего качества;

Кроме того, жюри отмечает, что управляющие компании этого типа проигнорировали слушания.

 

Частная управляющая компания

Положительные моменты:

-         ориентация на потребителя;

-         консолидированный бюджет по всем обслуживаемым домам;

-         зависимость от конкурентной среды и, как следствие, необходимость поддерживать высокое качество оказываемых услуг.

Отрицательные моменты:

-         разрешение конфликтов с компанией только в судебном порядке;

-         отсутствие возможности административного контроля;

-         недостаточные гарантии защищенности прав жителей в случае банкротства или недобросовестности фирмы.

 

Товарищество собственников жилья

Положительные моменты:

-         собственники непосредственно влияют на управление домом;

-         возможность оперативного изменения набора потребляемых услуг;

-         образование юридического лица со своим счетом в банке;

-         возможность заключения прямых договоров с поставщиками услуг;

-         возможность получения дополнительных  доходов за счет хозяйственной деятельности;

-         растет самосознание людей и чувство хозяина, бережное отношение к общей собственности;

-         люди, живущие в одном доме, знают друг друга.

Отрицательные моменты:

-         возможность социальных конфликтов между плательщиками и неплательщиками;

-         солидарная ответственность за расходы;

-         возможность банкротства, финансовые риски;

-         навязывание дорогих услуг со стороны более обеспеченных членов ТСЖ;

-         риски,  связанные с участием государства, в частности, задержка платежей за жилую площадь, сдаваемую по договорам социального найма.

При создании и функционировании ТСЖ необходимо учитывать следующие обстоятельства:

-         степень изношенности жилого фонда;

-         наличие в доме жителей, проживающих по договору социального найма;

-         анализ экономической эффективности (экспертные экономические оценки, представленные на слушаниях, указывают на то, что при общей площади дома 4100 м2 и менее (число квартир менее 100) – эксплуатация отдельного дома становится экономически не эффективной);

-         технические особенности инженерных коммуникаций;

-         готовность или неготовность жителей дома к созданию  ТСЖ, которая выявляется в ходе практической деятельности.

 

Непосредственное управление

Жюри отмечает, что этот способ наиболее приемлем для домов с небольшим числом квартир (до 8) без социального найма.

Положительные моменты:

-         у собственников есть возможность осуществлять непосредственное руководство домом;

-         отсутствие административно-хозяйственных расходов на содержание управляющего аппарата (осуществляют управление самостоятельно);

-         чувство хозяина;

-         самоорганизация жителей дома;

-         возможность самостоятельного выбора поставщиков услуг;

Отрицательные моменты:

-         необходимость заключения каждым собственником большого количества договоров с различными эксплуатационными службами и поставщиками услуг (до 18 договоров);

-         непроработанность юридико-правовых аспектов этой формы управления;

-         невозможность управления общим имуществом дома при возникновении конфликтов;

-         отказ поставщиков услуг заключать договора с каждым собственником;

-         большие затраты личного времени.

 

При этом жюри считает необходимым  рекомендовать дифференцированный подход к управлению различными типами домов, выделив следующие специальные аспекты

 

В отношении  домов с небольшим числом собственников:

ВЛАСТЯМ –

1)     рекомендовать монополистам и организациям-поставщикам услуг заключить прямые договора с собственниками;

2)     не препятствовать в формировании земельного участка;

 

СОБСТВЕННИКАМ –

1)     добиваться формирования земельного участка;

2)     выбирать непосредственное управление домом;

3)     самостоятельно производить накопление средств на капитальный ремонт дома;

4)     избегать конфликтных ситуаций.

 

В отношении вновь построенных многоквартирных домов:

ВЛАСТЯМ –

1)     оказывать поддержку действующим ТСЖ и не препятствовать созданию новых;

2)     взаимодействовать с ТСЖ по вопросу создания и наполнения фонда для оплаты капитального ремонта.

 

СОБСТВЕННИКАМ –

1)     выбирать способ управления – ТСЖ;

2)     осуществлять контроль за деятельностью ТСЖ застройщика, либо создавать новое ТСЖ;

3)     тщательно изучить предложенный застройщиком Устав  ТСЖ; путём внесения изменения в Устав обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ;

4)     обратить внимание на возможность перехода с абонентского обслуживания управляющей компанией на оплату по фактически выполненным работам;

5)     добиваться гарантий будущего капитального ремонта.

 

В отношении домов, построенных в 1971 – 1990-х годах (выше 7 этажей).

ВЛАСТЯМ –

1)     не препятствовать созданию ТСЖ;

2)     не препятствовать формированию земельного участка;

3)     передавать на баланс ТСЖ только капитально отремонтированные дома.

 

СОБСТВЕННИКАМ –

1)     Добиваться формирования земельного участка дома;

2)     Создавать ТСЖ, объединяющие несколько домов, расположенных на граничащих земельных участках, для повышения экономической эффективности;

3)     Для осуществления управления ТСЖ нанять профессионального управляющего;

4)     При принятии Устава обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.

 

В отношении 3 – 5-тиэтажных домов, построенных в 1963 – 1970 годах

ВЛАСТЯМ –

1)     передача дома в управление управляющей компании с преобладанием государственного капитала;

2)     информационная поддержка жителей по работе руководства управляющей компании и контролирующих органов власти;

3)     создание института уполномоченных по дому, назначаемых управляющей компанией

4)     сделать прозрачным механизм формирования адресной программы капитального ремонта.

 

СОБСТВЕННИКАМ –

1)     Добиваться формирования земельного участка дома;

2)     выбирать способ управления - управление управляющей компанией с преобладанием государственного капитала.

 

Жюри считает необходимым вынести несколько рекомендаций общего характера:

-         Региональным органам власти и органам местного самоуправления – организовать долгосрочные программы обучения председателей ТСЖ.

-         Управляющим компаниям – создать саморегулируемую организацию в Санкт-Петербурге для повышения защищенности потребителей услуг и развития данной сферы бизнеса.

-         Собственникам жилья, не проживающим в ТСЖ – инициировать создание общегородской общественной организации собственников для защиты своих прав.

-         Всем жителям, проживающим в квартирах по договору социального найма – инициировать создание общегородской общественной организации жителей, проживающих по договору социального найма для защиты своих прав, в том числе, в отношениях с ТСЖ.

 

Все рекомендации и решения даны применительно к условиям МО Гражданка.

 

Члены гражданского жюри, жители МО Гражданка

 

Гурина

Татьяна

Петровна

 

Зверева

Людмила

Алексеевна

 

Камалетдинова

Галина

Ивановна

 

Киселёв

Николай

Григорьевич

 

Кожухарь

Евгений

Борисович

 

Крыгина

Елена

Борисовна

 

Лазарев

Лев

Наумович

 

Лихоманова

Елена

Викторовна

 

Пуляев

Палладий

Александрович

 

Титов

Сергей

Васильевич

 

Третьяков

Игорь

Борисович

 

7 декабря 2008   21.00

Текст решения гражданского жюри для печати (PDF, 312 Кб) Файл: Текст решения гражданского жюри для печати (PDF, 312 Кб)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданские слушания "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"
Публикации:
02.04.2009 - Брошюра "Управление многоквартирным домом: какой способ лучше?"
30.03.2009 - Решение и материалы Гражданских слушаний «Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы» (5-7 декабря 2008)
14.01.2009 - Отчёт по аудиту гражданских слушаний «Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы»
08.12.2008 - Объединяйтесь и считайте деньги: вердикт Гражданского жюри по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом
05.12.2008 - Гражданские слушания «Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы». 5 и 6 декабря 2008.
05.12.2008 - Пресс-конференция по итогам Гражданских слушаний "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"
04.12.2008 - Список выступающих на Гражданских слушаниях
03.12.2008 - Расписание Гражданских слушаний «Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы»
29.11.2008 - Обеспечение безопасности проживания в многоквартирных домах. Проблемы и пути их решения.
29.11.2008 - Оценка существующей ситуации на территории МО «Гражданка»
29.11.2008 - Карта муниципального округа Гражданка с указанием сформированных земельных участков
29.11.2008 - Порядок формирования земельного участка жилого многоквартирного дома
29.11.2008 - Новое издание брошюры "Как защитить свои права при новом Жилищном кодексе"
17.11.2008 - Гражданские слушания "Управление многоквартирным домом": мнения 14 членов жюри уже разделились
13.11.2008 - Жилищный Кодекс РФ
13.11.2008 - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
25.10.2008 - Объявлен набор кандидатов в члены гражданского жюри слушаний "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"
02.10.2008 -
02.10.2008 - Объявление о наборе кандидатов в члены гражданского жюри
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.