Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Гражданские конференции : Отчет по аудиту Гражданских слушаний по проблемам лесоуправления и противодействия незаконной заготовке древесины
Отчет по аудиту Гражданских слушаний по проблемам лесоуправления и противодействия незаконной заготовке древесины

ОТЧЁТ ПО АУДИТУ

гражданских слушаний по проблемам лесоуправления и противодействия незаконной заготовке древесины

21-23 февраля 2005, Санкт-Петербург

Аудитор:

Анна Клёцина, Центр развития некоммерческих организаций, СПб

annak@crno.ru

Содержание

Введение

Соблюдение основных принципов гражданских слушаний

Представителен ли состав участников?

Достаточна ли информация, полученная участниками?

Были ли слушания тенденциозными?

Проведение мероприятия – качество, соответствие плану, достижение цели

Итоговый документ

Организация мероприятия

Рекомендации

Работа с экспертами

Работа с информацией

Работа с участниками

Приложения

Приложение 1 – анкета эксперта

Приложение 2 – анкета участника

Приложение 3 – принципы отбора участников слушаний

Введение

21 – 23 февраля в Санкт-Петербурге прошли едва ли не первые в России гражданские слушания. 21 человек из 12 регионов России собрались на 3 дня для тщательного изучения материалов по проблемам незаконных рубок леса в России и участия России в международном процессе предотвращения торговли «криминальной» древесиной. Выслушав различные точки зрения, представленные экспертами органов власти, бизнес-сообщества, исследовательских институтов и НКО (в качестве экспертов выступали представители Федерального агентства лесного хозяйства, правительства Ленинградской области, Конфедерации предприятий лесопромышленного комплекса СЗ РФ, Гуманитарно-политологического центра «Стратегия», СПб НИИ Лесного Хозяйства, Лесотехнической академии, Гринпис, WWF и других организаций.) и обсудив их в рабочих группах, участники слушаний подготовили меморандумы, обращенные к международному сообществу, Президенту РФ гражданам России.

Результаты гражданских слушаний планируется представить на Международной министерской конференции «Переговорный процесс стран Северной Евразии по вопросам правоприменения, управления и торговли в лесном секторе» (Евроазиатский FLEG), которая состоится в Санкт-Петербурге осенью 2005 г.

Организаторами слушаний был заказан независимый аудит мероприятия (его подготовительного этапа, хода и итоговых документов) для получения сторонней оценки по следующим вопросам:

1.        Насколько организаторами при подготовке и проведении мероприятия были соблюдены основные принципы гражданских слушаний;

2.        Насколько качественно и в соответствии с планом было проведено мероприятие, достигнута ли цель,  удовлетворителен ли результат по качеству;

3.        Что можно рекомендовать в дальнейшем при проведении аналогичных мероприятий и при адаптации модели гражданских слушаний.

Для получения ответа на эти вопросы в рамках аудита было проделано следующее:

1.    Разработана «Оценочная анкета для эксперта» (см. приложение 1); получено 15 заполненных анкет (2 анкеты заполнены аудитором в ходе мини-интервью со слов респондента; 2 анкеты заполнены после мероприятия по электронной почте; 11 анкет заполнены экспертами лично); проведен анализ данных;

2.    Разработана «Оценочная анкета для участника» (см. приложение 2); получено 18 заполненных анкет (все анкеты заполнены участниками лично); проведен анализ данных;

3.    Проведено 9 неструктурированных интервью с участниками, экспертами и гостями слушаний; данные обобщены;

4.    Аудитором проведена рабочая встреча организаторов по окончании слушаний, где была дана экспресс-оценка мероприятия;

5.    Аудитор имел свободный доступ ко всем необходимым документам до, в процессе и после слушаний, в том числе, к международным документам, аналогичным итоговым документам слушаний;

6.    Аудитор присутствовал на слушаниях и имел все возможности для непосредственного наблюдения процесса.

Отчет по аудиту является открытым документом; он предоставляется для ознакомления организациям, оказавшим мероприятию финансовую поддержку, участникам, экспертам, гостям слушаний, а также распространяется в более широких кругах по усмотрению организаторов.

Соблюдение основных принципов гражданских слушаний

 На основе документов, описывающих модель гражданских слушаний в различных модификациях, нами были выделены следующие ключевые принципы:

1.          Подобран представительный состав участников слушаний (лица, разнообразные по личным признакам, региональной принадлежности; имеющие различную степень близости к проблеме; достаточно компетентные для предложенной работы – и при этом не ЛПР или эксперты по теме слушаний);

2.          Участники имеют возможность получить достаточную информацию по теме слушаний – полную в плане раскрытия темы и разностороннюю в плане представленности спектра различных позиций и мнений по теме;

3.          Слушания не являются тенденциозными: эксперты не испытывают давления со стороны организаторов и могут свободно представить свои позиции – достаточно разные; участники не испытывают давления со стороны организаторов либо экспертов и имеют возможность сформулировать свое независимое мнение и выразить его в итоговом документе.

При соблюдении перечисленных принципов можно действительно считать мнение участников информированным общественным мнением, а произведенный ими документ (документы) – взвешенным выражением гражданской позиции.

Насколько же в данных слушаниях соблюдались эти принципы?

1. Представителен ли состав участников?

Организаторами подготовлено описание «Принципы отбора участников гражданских слушаний» (см. Приложение 3), на основе которого и отбирались участники.

Приглашение было разослано по 14 сетям (10 лидерских программ, 3 региональных общественных палаты, 1 школа публичной политики); получено 2 отказа; члены 3-х сетей вошли в состав участников слушаний.

Признак

Соблюдение баланса

Сектор

Среднее. Около половины участников представляли некоммерческие негосударственные организации и объединения граждан. Несколько более скромно был представлен государственный сектор, еще в меньшей степени – коммерческий.

Профессия

Высокое. Среди участников студенты, юрист, медик, писатель, преподаватели школы и вуза, специалисты лесного хозяйства и т.п.

Возраст

Выше среднего. Разброс по возрасту достаточно велик; в меньшей степени представлены люди старшего поколения.

Пол