ЭКОМ - Общественное обсуждение градостроительных проектов :: Позиция неправительственных организаций и граждан по законодательству Санкт-Петербурга о публичных слушаниях в сфере градостроительства :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/city_building/index.php?id=1402


Позиция неправительственных организаций и граждан по законодательству Санкт-Петербурга о публичных слушаниях в сфере градостроительства

Материалы для общественной дискуссии. Санкт-Петербург, 2010

Действующий закон Санкт-Петербурга о публичных слушаниях в сфере градостроительства (№ 400-61 от 20 июля 2006 г.) нуждается в серьезной корректировке, так как все три составляющие процедуры слушаний (информирование, проведение обсуждений, учет мнений), описанные в нем, не отвечают запросам жителей. А значит, возрастает вероятность того, что неспокойная ситуация вокруг строительных проектов в городе будет усугубляться и правительство города столкнется с еще большим количеством локальных конфликтов.

Понимая данную ситуацию, коалиция некоммерческих организаций и общественных движений города, созданная при поддержке Центра развития некоммерческих организаций, Центра экспертиз ЭКОМ и Правозащитного совета Санкт-Петербурга, инициировала общественную кампанию за эффективный закон о публичных слушаниях. В состав коалиции вошли движение «Живой город», Движение гражданских инициатив, общественная организация «Беллона», Гринпис, движения «SOS Юнтолово» и «ТИГР». Цель кампании – как минимум не допустить ухудшения ситуации, как максимум – добиться качественной корректировки действующего закона в пользу жителей.

В рамках кампании в марте–апреле 2010 г. силами волонтеров общественных движений была проведена гражданская экспертиза существующей практики публичных слушаний в Санкт-Петербурге, а также осуществлен экспертный анализ ранее собранных материалов и информации, размещенной в сети Интернет. Это позволило сформулировать основные концептуальные положения/позиции, которые должны быть отражены в новом законе о публичных слушаниях в сфере градостроительства, для того чтобы он мог гарантировать права граждан на получение полной и достоверной информации и реальное участие в принятии решений. Разработанная концепция закона и подкрепляющие ее аналитические материалы представлены в данной брошюре.

Сформулированная в предлагаемом вашему вниманию документе позиция общественности адресована депутатам Законодательного Собрания и специалистам профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга, ответственным за разработку соответствующего законодательства, руководителям и специалистам проектных и строительных организаций, представителям некоммерческих организаций и инициативных групп граждан, занимающихся градостроительными проблемами, а также широкому кругу заинтересованных лиц.

Большинство предложенных элементов технологии публичных слушаний относятся не только к слушаниям в сфере градостроительства, но и к слушаниям по вопросам бюджета, проектам целевых социальных программ, законопроектам и иным документам, разрабатываемым и принимаемым органами власти. Мы приглашаем всех к обсуждению наших предложений. Форма для замечаний и предложений к документу и контактная информация прилагаются в виде файла для качивания. Замечания и предложения к документу должны быть направлены авторам до 10 июня 2010.

 

Резюме позиции НПО и граждан

Публичные слушания 1. – это специальная процедура консультаций с гражданами в процессе подготовки проекта нормативно-правового документа, затрагивающего права и свободы граждан. Публичные слушания не заменяют собой ни индивидуальные обращения граждан, ни референдум, ни судебное разбирательство. Публичные слушания также не являются непосредственным механизмом принятия решений.

2. Публичные слушания в Санкт-Петербурге должны проводиться органами местного самоуправления, а органы государственной власти обеспечивают информирование, гарантии реализации прав граждан и учет результатов слушаний.

3. Закон Санкт-Петербурга должен не просто описывать процедуру слушаний – он должен гарантировать ее выполнение и реализацию прав граждан. Важнейшими механизмами гарантий являются:

1) выявление непосредственно в ходе слушаний критических нарушений процедуры информирования и подготовки итоговых документов (результатов слушаний) и, в случае наличия таких нарушений, признание слушаний несостоявшимися;

2) ответственность должностных лиц за нарушения принятого порядка проведения слушаний;

3) развитая система правовых понятий, которая позволит однозначно определять права и обязанности должностных лиц и состав нарушений закона.

4. Информирование о начале разработки градостроительной документации и о проведении публичных слушаний должно быть массовым и целенаправленным. Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга должны организовать консультации для граждан по вопросам градостроительной деятельности, обеспечить оперативное предоставление ответов в период проведения слушаний.

5. Описания границ территории, для которой разрабатывается проект градостроительной документации, в информационных объявлениях должны быть точными и понятными. Для проектов, затрагивающих небольшие территории, должны быть перечислены номера кадастровых кварталов.

6. Документация, выносимая на слушания, должна быть размещена в сети Интернет с момента начала градостроительной экспозиции в полном объеме, установленном законодательством. Указанная документация должна быть доступна для поиска, просмотра и скачивания без ограничений.

7. Замечания и предложения в протокол слушаний должны приниматься с первого дня градостроительной экспозиции (выставки). Аргументированные замечания и предложения, поданные в письменном виде до проведения очного обсуждения, должны обсуждаться в первую очередь.

8. Должен быть обеспечен доступ к участию в публичных слушаниях людей с ограниченными возможностями.

 

Оглавление прилагаемой брошюры

Введение.............................................................................................................4

Резюме позиции НПО и граждан......................................................................5

Концепция публичных слушаний

• Что такое публичные слушания с точки зрения права?............................6

• Чем публичные слушания не являются?.....................................................7

• Что должно быть установлено в законе, чтобы публичные слушания «заработали»?...............................................8

Принципиальные вопросы правового регулирования публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге

• Кто проводит публичные слушания – органы государственной власти Санкт-Петербурга или органы местного самоуправления?...........................................................12

• Преимущества и недостатки проведения публичных слушаний органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.....................................16

Механизмы защиты прав граждан, устанавливаемые законом Санкт-Петербурга

• Введение понятия нарушения закона и установление механизмов ответственности............................................18

• Точные определения правовых понятий...................................................20

• Организационно-технические гарантии....................................................21

Анализ практики организации и проведения публичных слушаний по градостроительным вопросам в Санкт-Петербурге на основании действующего закона

• Существенные проблемы, связанные с пробелами в законодательстве...........................................25

• Проблемы, связанные с нарушениями законодательства......................34

Справочные материалы

Список официальных изданий........................................................................36

Анализ качества информирования граждан в рамках процедуры публичных слушаний на районных разделах портала администрации Санкт-Петербурга ((www.gov.spb.ru)...............................................................................................38

Участие граждан в принятии решений: какие технологии могут применяться?...........................................................42

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (№ 73-ФЗ от 7 мая 1998 г. – отменен в январе 2005 г.)...............................44

Форма для замечаний и предложений к документу.....................................46

 

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Общественное участие в решении проблем развития городов
    ecom.su/themes/?id=47
  • Право на участие (0)Разработка закона "О порядке участия граждан в обсуждении градостроительной деятельности"
    ecom.su/themes/?id=3
  • :

  • 23.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 2. Обзор судебной практики. 2005
    ecom.su/investigation/index.php?id=1427
  • 11.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 1. Алгоритм действий. 2005.
    ecom.su/investigation/index.php?id=1426
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 05.09.2011 - Результаты народной инвентаризации зелёных насаждений по Выборгскому району
    ecom.su/news/index.php?id=1464
  • 16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
    ecom.su/news/index.php?id=1375
  • 15.12.2009 - Исключение 24 участков зеленых насаждений незаконно и недопустимо
    ecom.su/news/index.php?id=1336
  • 01.12.2009 - Строительные работы на стройплощадке Охта-центра ведутся круглосуточно, даже в выходные дни
    ecom.su/news/index.php?id=1334
  • 24.11.2009 - Комиссия по землепользованию и застройке Петербургу не нужна
    ecom.su/news/index.php?id=1331
  • 09.11.2009 - ЭКОМ начинает общественную кампанию по защите 21 ЗНОП, приговоренных администрацией города к уничтожению
    ecom.su/news/index.php?id=1326
  • 29.10.2009 - Накануне Дня всех ЗНОП: планы Администрации по исключению скверов, школьный сюжет
    ecom.su/news/index.php?id=1323
  • 22.10.2009 - "АиФ" проводит опрос по теме: "Охта центр": ошибка или украшение города?"
    ecom.su/news/index.php?id=1314
  • 07.10.2009 - 10 октября. Митинг за сохранение Петербурга. Акция "Телефонная книжка"
    ecom.su/news/index.php?id=1298
  • 07.10.2009 - Обращение к горожанам с призывом прийти на митинг 10 октября, подписанное известными петербуржцами
    ecom.su/news/index.php?id=1297
  • 05.10.2009 - К вопросу о возможности исключения Петербурга из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО
    ecom.su/news/index.php?id=1295
  • 30.09.2009 - Парадокс Могилевского
    ecom.su/news/index.php?id=1292
  • 29.09.2009 - На велосипед не пересесть в одиночку
    ecom.su/news/index.php?id=1290
  • 28.09.2009 - Отношение горожан к возможности исключения Петербурга из списка Всемирного наследия
    ecom.su/news/index.php?id=1288
  • 28.08.2009 - Список всемирного наследия в опасности: Петербург в одном ряду с Афганистаном и Ираком?
    ecom.su/news/index.php?id=1265
  • 07.04.2009 - Новый взгляд на дороги будущего
    ecom.su/news/index.php?id=1224
  • 23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
    ecom.su/news/index.php?id=695
  • 22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
    ecom.su/news/index.php?id=411
  • 15.10.2005 - Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика. 2005
    ecom.su/news/index.php?id=298
  • 16.06.2005 - Инструкции по применению законов доступны на сайте ЭКОМ
    ecom.su/news/index.php?id=208
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2021 ЭКОМ. Все права защищены.