ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Часть 1. Понятие и виды публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности
Часть 2. Информирование граждан о проведении публичных слушаний и их участие в подготовке публичных слушаний
Часть 3. Порядок и сроки проведения публичных слушаний
Часть 4. Оформление итогов публичных слушаний, их обнародование и учет при принятии управленческих решений
Часть 5. Выводы и рекомендации
Приложение 1 «Основные понятия, термины и определения»
Приложение 2 «Извлечения из муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения публичных слушаний»
Приложение 3 «Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа г. Новокузнецк» (утв. Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 27.12.05 г. №11/91)»
Приложение 4 «Примерные формы документов и информационных материалов для проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности»
Литература
Нормативные правовые акты, использованные при подготовке пособия
Интернет-сайты, посвященные вопросам участия общественности в публичных слушаниях
Предисловие
Каждому гражданину России предоставлено конституционное право на осуществление местного самоуправления. Именно это право, как одна из форм народовластия, способно заложить надежные гарантии демократического развития государства.
Проводимая в настоящее время реформа местного самоуправления, а также новые подходы к правовому регулированию градостроительной деятельности, осуществляемые в соответствии с провозглашенной Конституцией РФ стратегией построения правового государства и гражданского общества, обусловливают все более возрастающий теоретический и практический интерес к формированию новых способов учета общественного мнения при принятии органами власти управленческих решений.
Так, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ было введено понятие «публичные слушания», а также определено, что слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, к которым, в частности, относятся:
проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки
, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки
;
Закон также установил, что в целях обеспечения участия в публичных слушаниях жителей муниципального образования порядок организации и проведения слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Публичные слушания - очень действенный инструмент, с помощью которого органы власти могут получить обратную связь от граждан и представителей общественных организаций при принятии важных для муниципального образования решений.
Иными словами, публичные слушания - это одна из форм диалога органов местного самоуправления и представителей местного сообщества.
Публичные слушания необходимы для того, чтобы проинформировать все заинтересованные стороны о намечаемых управленческих решениях, выявить весь спектр мнений по обсуждаемому вопросу, учесть точку зрения общественности при принятии решения, выявить возможные конфликтные ситуации и попытаться предотвратить их.
Кроме того, учитывая законодательно закрепленную открытость процедуры публичных слушаний, граждане имеют возможность в ходе проведения слушаний своевременно отстаивать и защищать предоставленные им права в области градостроительной деятельности и охраны окружающей среды.
Принимая во внимание новизну для отечественной практики рассматриваемого института и его обязательность, становится понятной необходимость соответствующих рекомендаций для граждан, общественных объединений, а также для органов местного самоуправления.
Методические рекомендации по участию общественности в публичных слушаниях по вопросам градостроительной деятельности «Участие в градостроительной деятельности» разработаны на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, а также ряда муниципальных правовых актов, регулирующих порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности.
При этом была использована сложившаяся в Хабаровском крае практика проведения публичных слушаний.
Проект методических рекомендаций обсуждался на рабочих встречах с заинтересованными сторонами (гражданами, представителями общественных объединений, органов местного самоуправления). Окончательный вариант методических рекомендаций по участию общественности в публичных слушаниях по вопросам градостроительной деятельности подготовлен с учетом рекомендаций и отзывов участников рабочих встреч, а также рецензентов.
Методические рекомендации «Участие в градостроительной деятельности» направлены на решение проблемы, имеющей немаловажное общественное значение и особую актуальность в современном правовом поле – проблемы участия общественности в подготовке решений в области градостроительной деятельности.
Настоящее пособие содержит практические рекомендации, необходимые для реализации одного из основных неотъемлемых прав граждан – права на благоприятные условия жизнедеятельности и на участие в принятии решений в области градостроительства.
Пособие содержит ссылки на соответствующие положения законодательства РФ и муниципальных правовых актов, а также рекомендации по их эффективному применению.
В пособии также приводится подробный словарь основных понятий, терминов и определений, а также примерные формы документов и информационных материалов, необходимых для проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности.
Предлагаемое издание, имеющее прикладной характер, может быть востребовано и использовано в практике деятельности экологических и правозащитных общественных организаций, заинтересованных граждан, а также органов местного самоуправления.
Настоящие методические рекомендации были разработаны в рамках реализации проекта «Участие в градостроительной деятельности», который выполнялся по Программе «Наши права» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) и технической помощи Корпорации «Менеджмент Системс Интернэшнл» (MSI)».
Богдан И.Б.,
Председатель Совета
ДВ МЭОО «Экодаль»
Генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании и карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения.
Проект планировки территории разрабатывается для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Разрешенное использование земельных участков – это использование земельных участков с учетом целевого назначения (установленного законом порядка, условий, пределов эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель), установленных ограничений и обременений. Разрешенное использование определяется на основе зонирования, а также градостроительной и землеустроительной документации.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне и закрепляются в градостроительном регламенте (градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства).