Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Общественное обсуждение градостроительных проектов : Защитят ли Санкт-Петербург новые правила землепользования и застройки?

- 12.09.2008

Защитят ли Санкт-Петербург новые правила землепользования и застройки?

Вот уже две недели в городе идет кампания по проведению в каждом из районов Санкт-Петербурга общественных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Завершится она 23 сентября обсуждением ПЗЗ в Центральном районе, после чего поступившие поправки и замечания будут обсуждаться Комиссией по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга во главе с вице-губернатором А.И. Вахмистровым. К 21 ноября правительство обязалось внести  прошедший слушания проект в Законодательное собрание и к началу 2009 года город получит важнейший закон, наряду с  Генпланом определяющий перспективы его развития.

Так что же это такое - ПЗЗ? И как эти правила будут влиять на характер застройки Санкт-Петербурга?

Говоря языком Градостроительного кодекса РФ, ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, графическую часть которого составляет карта территориальных зон  Санкт-Петербурга (жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и др.), границы и назначение которых определяются функциональными зонами Генерального плана. Основа текстовых материалов ПЗЗ - 83 страницы градостроительных регламентов, т.е., тех или иных ограничений, составляющих правовой режим  застройки этих  зон. Общая часть ПЗЗ определяет порядок их применения и изменения.

Чтобы был более понятен механизм влияния ПЗЗ на характер застройки, на разработку градостроительной документации следующего этапа, этапа проекта планировки территории, сравним его с советским способом застройки городских территорий. Тем  более что кроме молодежи, остальные читатели имеют о нем представление. Поскольку в Ленинграде не было ни частной собственности на землю, ни частных строительных корпораций и проектных организаций, застройка кварталов осуществлялась  централизованно и  в плановом порядке, на основе государственных нормативов. В проектах детальной планировки  кварталов рисовалось определенное количество жилых зданий заранее известных проектных серий, соответствующее им число магазинов, аптек, детских садов и школ, спортивных площадок и скверов и т.п. А затем  строители воплощали эти планы в жизнь, хотя и не успевали иногда в полном объеме комплексно освоить застраиваемую территорию.

При капитализме - иначе. Собственник или арендатор земельного участка, т.е. застройщик, сам решает, что ему строить на этой земле, в зависимости от своих планов, амбиций и финансовых возможностей. Но поскольку строит он не в чистом поле, а в городе, где на одной территории сталкиваются интересы и частные, и публичные, государство определяет ему законом правила застройки, т.е.  обязательные рамки, в которые он должен вписать свою частнопредпринимательскую деятельность. Эти правовые рамки  и получили при разработке в1998 году Градостроительного кодекса капиталистической России название градостроительные регламент. А земельные участки, для которых установлены одинаковые градрегламенты, образуют единую территориальную зону. Там же, где частная застройка в городе не допускается - на территориях общего пользования (улицы, площади, скверы, бульвары), в охранных зонах, на участках железных и автомобильных дорог, трубопроводов и т.п. - там и градостроительные регламенты не устанавливаются.

Такую схему регулирования градостроительной деятельности разработчики Градостроительного кодекса, как и многих других законов новой России, позаимствовали в США. Она более либеральна, чем европейская схема, но в условиях   дикого российского капитализма, ее реализация позволит лучше защитить права жителей от уплотнительной застройки и других «прелестей» нынешнего строительного бума. Как афористично и знаменательно выразилась в связи с принятием Генплана губернатор Матвиенко, «теперь мы будем строить не по понятиям, а по закону». Но закон  может придти в строительную сферу только после принятия ПЗЗ.

И неслучайно за принятие ПЗЗ городская общественность боролась все десять последних лет. И не случайно, а закономерно, строительный бизнес выражает сейчас свою обеспокоенность по поводу отдельных положений проекта ПЗЗ, пытается оспорить результаты слушаний в Васильеостровском районе, готовится к лоббированию своих поправок в комиссии Вахмистрова и в Законодательном собрании.

Мы же в Движении гражданских инициатив, выступая за принятие данного проекта ПЗЗ, основной упор делаем в ходе публичных слушаний на необходимости более четкого и жесткого прописывания в градостроительных регламентах таких требований к застройщику, которые должны обеспечить благоприятную среду обитания для жителей и сохранение  уникального архитектурного облика нашего города. Но прежде чем охарактеризовать те поправки к проекту ПЗЗ, которые активисты ДГИ  вносят в ходе публичных слушаний, надо, хотя бы в общих чертах, раскрыть содержание градрегламентов  ПЗЗ.

В соответствии со ст.30 ГрсК РФ, в градостроительных регламентах указываются:

1.Виды разрешенного использования земельных участков.

2.Предельные размеры  земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства.

3.Ограничения использования земельных участков, установленные законами  РФ.

Виды разрешенного строительства (использования земельного участка)  устанавливаются применительно к особенностям территориальных зон и делятся на основные, вспомогательные и условно разрешенные.

Предельные размеры земельного участка и предельные параметры его застройки могут включать в себя его минимальные и/или максимальные размеры, минимальные отступы от его границ, за пределами которых строительство запрещается, предельную высоту зданий и  максимальный процент застройки  участка.

Если застройщик представляет проект строительства, соответствующий градрегламенту, он получает разрешение на застройку, при этом он вправе выбрать любой разрешенный вид застройки самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований. В этом случае публичные слушания не проводятся.

Если же застройщик выбирает условно-разрешеный вид использования земельного участка, или заинтересован в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного, он обязан пройти процедуру публичных слушаний, на основании заключения которых глава местной администрации ( у нас, -губернатор) принимает решение о предоставлении соответствующего разрешения.

Виды разрешенного строительства зависят от характеристики территориальной зоны. И вот тут мы подходим к нашей главной, концептуальной претензии к проекту ПЗЗ. Порождена он таким же концептуальным пересмотром Генерального плана, против которого тысячи участников слушаний 2007 года выдвигали сотни возражений, проигнорированных властью: отказом от дифференциации функциональных зон, объединением на одной территории противоречащих друг другу по характеру  функций, в т.ч. жилой и деловой застройки. В проекте ПЗЗ все зоны жилой застройки теперь являются многофункциональными, жилищно-деловыми!

Это отражается и на перечнях разрешенного строительства. К основным видам разрешенного использования этих зон относятся объекты розничной торговли и общественного питания, финансово-кредитные объекты  площадью до 2 тыс. кв.м. (а в зоне Т3ЖД3, т.е. в исторически сложившихся районах города – и до 10 тыс.м.), многоэтажные и подземные паркинги,  а к условно-разрешенным - объекты  оптовой торговли, государственные  административно-управленческие объекты, гостиницы, развлекательные и коммерческие объекты, в т.ч. не связанные с проживанием населения, ( бизнес-центры, офисы и т.п.). «Но ведь строится это будет только после соответствующих публичных слушаний, если большинство их участников не выскажет возражений!», - возражают нам наши  оппоненты. А как осуществляется информирование и учет мнения жителей на  слушаниях по соответствующему городскому закону  № 400-61? Сколько известно уже фактов подкупа и фальсификаций  этих слушаний! Вот почему, как минимум, мы предлагаем поправки в проект ПЗЗ, гарантирующие обязательность учета мнения большинства жителей при проведении данной процедуры.

Но дело не только в учете мнений граждан. Объективно, с точки зрения науки и Градостроительного кодекса эти функции несовместимы на одной территории. Деловая застройка увеличивает транспортную  нагрузку, не требует социальной инфраструктуры (будет ли  нынешнее государство создавать ее за свой счет?), отличается высоким коэффициентом застройки земельного участка, а значит,  свои парковки и другие обслуживающие функции офисы будет вытеснять на территории соседних   жилых домов.

Вот почему мы предлагаем пересмотреть виды разрешенного строительства в жилых кварталах, вместо ненадежных косвенных показателей плотности застройки, приведенных в проекте ПЗЗ, ввести прямые показатели – не более 450 жителей на 1 га и  максимальные коэффициенты застройки земельного участка.

ПЗЗ открывают дорогу наступлению офисов не только на жилые кварталы, но и на промышленные зоны и  исторический центр города. Хотя очевидно, что острых проблем выселения коренного населения центра на окраины города, транспортных пробок, искажения исторического облика Санкт-Петербурга как объекта всемирного культурного наследия,  сноса рядовой застройки под предлогом ее аварийности для  расчистки новых пятен по застройку – можно было бы избежать, если бы под деловую застройку были выделены специализированные  зоны на периферии города.

Плотность застройки зависит от ее высотности. Проект ПЗЗ исходит из того высотного регламента, который был введен распоряжением правительства Санкт-Петербурга №1731 от 28 декабря 2007 года, взамен ранее существовавшего временного высотного регламента 2004 г..  Новые карты допустимой высотности застройки в два-три раза превышают отметки прежнего регламента. Более того, позволяют превышать и эти новые отметки, особенно в районах т. наз. доминант, которые могут составлять до 20% площади квартала. Мы вступаем за возврат к старому регламенту, обязательность именно государственной, а не частной экспертизы  влияния высоты застройки на  охраняемый облик исторического центра, против введения принципа доминант.

В ходе общественных слушаний  активисты ДГИ добиваются от официальных докладчиков не просто разжевывания общих положений Градостроительного кодекса о ПЗЗ, а  ответа на вопрос о прогнозе влияния данного проекта на среду обитания наших жителей. Развернутых и убедительных ответов мы пока не получили. Из чего делаем вывод, что идеология развития нашего уникального города не проработана администрацией Санкт-Петербурга, а обсуждаемый проект ПЗЗ ограничить анархию капиталистического стяжательства в строительной сфере в полной мере не сможет.

                                                                             Е.А.Козлов, председатель
Координационного совета
Движения гражданских инициатив

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Общественное обсуждение Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга
Публикации:
14.09.2011 - Новая градостроительная политика для нового правительства Санкт-Петербурга
20.04.2011 - Круглый стол: «Высотки вне закона?»
14.05.2010 - 27-28 мая: публичные слушания по проекту внесения изменений в Генплан Петербурга
13.05.2010 - Городские леса как территории общего пользования?
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
23.02.2009 - Прокуратура не заметила «локальных доминант» в ПЗЗ
14.01.2009 - Вниманию жителей: изменения в работе выставки
14.01.2009 - Круглый стол «Петербург – 2025. Каким ему быть?»
10.01.2009 - Список адресов электронной почты депутатов
09.01.2009 - Что может сделать каждый петербуржец для спасения облика города?
09.01.2009 - Список депутатов
09.01.2009 - Образец письма-обращения. Прокурору Санкт-Петербурга Зайцеву С. П.
09.01.2009 - Образец письма-обращения. Представителю Губернатора Санкт-Петербурга Законодательном Собрании Бродскому М.Н.
09.01.2009 - Образец письма-обращения. Депутатам Законодательного собрания
09.01.2009 - Выставка "Петербург-2025. Каким ему быть?"
23.12.2008 - Прокуратура не выразила восторга по поводу проекта ПЗЗ
23.12.2008 - Заключение городской прокуратуры на проект Правил землепользования и застройки СПб.
22.12.2008 - Святой Георгий набрал высоту
19.12.2008 - «Локальные доминанты» на карте высотного регламента – юридический нонсенс
19.12.2008 - Каким он будет - «Петербург - 20??»?
12.12.2008 - Карта высотных "исключений" в Правилах землепользования и застройки
11.12.2008 - Проект Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга. 2008. Версия, внесенная в Законодательное собрание
09.12.2008 - Они внесены! Читайте скорее.
09.12.2008 - Общая часть Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга. 2008
09.12.2008 - Территориальная часть Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Градостроительные регламенты. 2008
02.12.2008 - Как правильно смотреть на исторические панорамы Санкт-Петербурга
24.11.2008 - К ПЗЗ мы еще вернемся. Вопрос – сколько раз?
26.10.2008 - Вертикаль соседских отношений: подземный аспект
26.10.2008 - Конец подземного строительства в Петербурге?
26.09.2008 - Слушания закончились – работа продолжается
24.09.2008 - Процесс слушаний по ПЗЗ окончательно доказал свою неэффективность
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>